Цели урока: сформировать понятие о ледниках, познакомить учащихся с причинами образования ледников, видами ледников и их роли в природе.
Оборудование: карта полушарий, таблица «Ледники», компьютер, LCD-проектор, презентация «Ледники» (приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение, проверка домашнего задания.
- Что называется озером?
- Как различают озера по происхождению котловин?
- Чем сточное озеро отличается от бессточного?
- Покажите на карте озера: Ладожское, Байкал, Каспийское, Виктория, Мертвое, Чад.
III. Изучение нового материала.
Ребята, название темы сегодняшнего урока скрыто в отгадке стихотворения:
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его … (Ледник)
Проецируются на экран через LCD-проектор слайд 1 и слайд 2.
Актуализация знаний учащихся.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 3.
Ребята, вспомните:
- Из чего состоит гидросфера?
- В каких состояниях может находится вода в гидросфере?
- Как изменяется температура воздуха с высотой?
Да, вода может находится в жидком, газообразном и твердом состояниях.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 4.
Лёд на реке, айсберги в океане это ледник или нет? (Нет, этот лед не на суше, поэтому это не ледник.)
Рассмотрим условия, необходимые для образования ледника.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 5.
Запишите определение в тетрадь. Ледник – это многолетнее скопление льда на суше.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 6.
Чем выше мы будем подниматься в горы, тем будет холоднее. Поэтому в горах выпавший снег не тает, а накапливается.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 7.
Уровень, выше которого снег может накапливаться , называется снеговой линией.
Что вы можете сказать о расположении этих горных вершин? (А – ближе к экватору; Б – ближе к полюсам)
Ребята, прочитайте в учебнике какие бывают ледники и где они встречаются?
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 8.
Горные ледники очень разнообразны по размерам и по форме – в зависимости от рельефа гор. Одни ледники, как шапки, покрывают вершины, другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах. Третьи заполняют горные долины. Тающие ледники дают начало ручьям и рекам. У края ледника остаются принесенные им обломки горных пород размером от песчинки до крупного валуна. Эти ледниковые отложения называются мореной. (Демонстрация таблицы «Ледники»).
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 9.
Ребята, подпишите виды ледников.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 10.
Каково значение ледников? (Прочитать в учебнике стр.100)
IV. Закрепление пройденного материала.
Проецируется на экран через LCD-проектор слайд 11.
- Какой должна быть высота горы. Чтобы на её вершине образовался ледник, если самая высокая температура воздуха у её подножья +10 °С?
- Как вода ледников участвует в Мировом круговороте?
- Как изображают ледники на карте?
V. Домашнее задание.
Параграф 32, задание 6. Подготовить сообщение о знакомом пруде.