Урок информатики "Построение таблиц истинности сложных высказываний"

Разделы: Информатика


Продолжительность: 2 урока по 40 мин.

Цели урока:

  1. Создать условия для формирования знаний о построении таблиц истинности.
  2. Создание условий для развития умений строить таблицы истинности для сложных высказываний на примере решения задач.
  3. Формирование навыка решения задач с помощью построения таблиц истинности.

Задачи:

  1. Образовательная. Освоить понятия: таблица истинности, эквивалентные высказывания. Овладеть алгоритмом построения таблицы.
  2. Развивающая. Развитие умений и навыков для построений таблиц истинности для сложных высказываний.
  3. Воспитательная. Создать условия для развития внимательности, адекватной самооценки результатов деятельности, бережного отношения к оборудованию компьютерного класса, содействовать активизации творческих способностей учащихся.

Ученик должен знать:

  1. Алгоритм построения таблицы истинности для сложных высказываний.
  2. Понятие эквивалентных высказываний.

Ученик должен уметь:

  1. Строить таблицы истинности для сложных высказываний.
  2. Вычислять значения сложных высказываний.
  3. Определять эквивалентность (равносильность) высказываний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

План урока:

  1. организационный момент;
  2. актуализация и мотивация;
  3. усвоение новых знаний и способов деятельности;
  4. первичное закрепление;
  5. подведение итогов урока;
  6. домашнее задание.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. общеклассная;
  2. индивидуальная.

Средства обучения: раздаточный материал с заданиями (приложение 2), мультимедийный проектор, компьютер, MS PowerPoint 2003; презентация «Построение таблиц истинности сложных высказываний» (приложение 1).

Карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

1. Организационный.

Проверяет готовность рабочих мест.

Проверяют готовность рабочего места, наличие дидактического материала.

 

2. Актуализация знаний.

1. Учитель проецирует на экран слайд с вопросами.

  1. Какое предложение называется высказыванием?
  2. На какие виды делятся высказывания по структуре?
  3. Приведете примеры.
  4. Как в алгебре логике обозначаются высказывания?
  5. Как обозначается истинность высказываний?
  6. С помощью чего можно связать простые высказывания?
  7. Перечислите их.
  8. Можно ли определить значение (истина или ложь) простого высказывания? Сложного?

Значение сложного высказывания вычисляется с помощью таблиц истинности.

Ученики отвечают на вопросы, приводят примеры. Определяют значение (истина или ложь для высказываний).

Демонстрация презентации, слайд № 1.

3. Целепологание и мотивация.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Предполагаемый ответ: мы будем учиться вычислять значения сложных высказываний.

Демонстрация презентации, слайд № 2.

4. Новый материал.

1. Учитель предлагает задачу: в классе разбито стекло. Учитель объясняет директору:
– Это сделал Саша или Коля. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

Прав ли учитель?

Ученики предлагают варианты ответов.

Демонстрация презентации, слайд № 3.

2. Решение задачи с помощью таблицы истинности. Заполнение таблицы вместе с классом используя таблицы истинности логических операций.

Демонстрация презентации, слайды № 4–6.

3. Обсуждение алгоритма построения таблиц истинности.

Демонстрация презентации, слайд № 7.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Учитель предлагает решить следующую задачу, с последующей проверкой всех этапов решения.

Ученики решают и каждый этап решения проверяют вместе с учителем.

Демонстрация презентации, слайды № 8–11.

 

  1. Вопрос: Может ли быть такое, что при построении таблиц для разных высказываний получатся одинаковые результаты?

 

Предполагаемый ответ: Возможно.

Демонстрация презентации, слайды № 12.

 

  1. Учитель вводит понятие эквивалентные высказывания.
  2. Учитель и ученики разбирают пример 3.

Демонстрация презентации, слайды № 13–14.

6. Первичное закрепление материала.

Работа с карточками. (Приложение 2). Самостоятельное построение таблиц истинности.

 

Карточки с заданиями самостоятельной работы.

Демонстрация презентации, слайд № 15.

7. Подведение итогов урока.

  1. Каким образом можно определить истинность или ложность сложного высказывания?
  2. Какой алгоритм используется для построения таблиц.
  3. Какие высказывания называются эквивалентными?
  4. Что нужно сделать для того, чтобы выяснить эквивалентность высказываний.
  1. Предполагаемый ответ: с помощью таблиц истинности.
  2. Ученики перечисляют алгоритм построения.
  3. Ученики говорят определение.
  4. Построить таблицы истинности и сравнить результаты.

 

7. Информация о домашнем задании.

Прочитать конспект в тетради.

Выучить алгоритм построения таблиц.

Повторить логические операции и таблицы истинности к ним.

Выполнить задание письменно в тетради по карточкам.

 

 

Литература: В. Лыскова, Е. Ракитина Логика в информатике. – М. : Лаборатория базовых знаний, 2006.