Состав слова. Корень. Однокоренные родственные слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить детей выделять из слова корень;
  • выделять в словах общую часть, в которой заключён лексический смысл родственных слов.

Оборудование: карточки с текстом для самостоятельной работы.

Ход занятия

Организационный момент. Беседа по материалу прошлых занятий.

– Мы выяснили, что корень – это самая важная значимая неизменяемая часть слова. Он берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем называются родственными.

Сообщение темы занятия.

Задание 1.

– Прослушайте стихотворение и запомните слова с корнем -СНЕГ- .

Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
На сверкающих кустах
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С. Погорельский)

– Запишите в тетради те слова, которые вы смогли запомнить.

Ведётся коллективная проверка. Как правило, дети записывают слова Снегоград, снегурки, но значения этих слов не раскрывают.

Этап словарной работы. На экране компьютера появляются изображения: «Снегоград» – снежный городок, «снегурки» – коньки. Логопед объясняет значение каждого слова, дополняя примерами предложений из текста.

Далее следует морфологический анализ всех выписанных слов, подготавливающий детей к усвоению правила правописания безударной гласной в корне.

– Какая общая часть у всех выписанных вами слов?

Внимание детей обращаем на чередование согласной в корнях -СНЕГ-, -СНЕЖ-.

– Выписанные слова имеют одинаковый корень, как они называются?

– Почему мы называем эти слова родственными?

Задание 2.

Игра «Третий лишний».

– Прослушайте цепочку слов, найдите лишнее, не подходящее по смыслу.

– Объясните свой выбор.

Брошь, брошенный, брошка
Ел, ельник, еловый
Лётчик, летать, летний
Мак, макушка, макать (на предыдущих занятиях проводилась словарная работа по объяснению значений слов МАК, МАКУШКА).

Задание 3.

Каждый из учеников получает карточку с текстом.

– Прочитайте текст. Выпишите однокоренные родственные слова. Выделите корень.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

– Сделайте вывод о том, что же объединяет родственные слова?

Задание 4.

ФКМ. Игра с мячом. «Кто у кого?»

– Я бросаю мяч и называю животное, а вы, возвращая мяч, называете детёныша животного. У свиньи – … , у коровы – … , у собаки – … , у овцы – … , у лошади – … , у курицы – … .

– Сравните моё и ваше слово по смыслу, будут ли они родственными?

– Докажите правильность своего выбора.

Задание 5.

КОНКУРС

  1. Написать все названия дней недели.
    – Как образовались эти названия?
    – Можно ли проверить их написание? (Вторник, среда, четверг, пятница).
  2. Подберите как можно больше родственных (проверочных) слов для проверки безударных гласных в корне слова. (Гора).
  3. За кем последнее слово? Один из участников игры называет слово с корнем ЕМ- (-ЗЕМЛ-), второй называет другое слово с этим корнем, затем третий и далее по цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с этим корнем.

Итог занятия.