Введение
Сегодня формирование ценности здоровья у подрастающего поколения становится одним из актуальных задач педагогики. Действительно, условия жизни человека далеки от идеала - у многих не совсем благополучные социально – экономические условия, ухудшается экологическая обстановка, растет нагрузка, стресс становится привычным обстоятельством, формирование навыков правильного здорового питания учащихся происходит далеко не систематически.
Малоэффективными оказываются рассуждения о том, что нужно заботиться о здоровье, о возможных негативных последствиях саморазрушающего поведения, в том числе и употребления наркотиков, алкоголя, курения.
В данной методической разработке в качестве формы организации профилактической работы среди учащихся среднего и старшего звена предлагается проектная деятельность. Главное достоинство проектной деятельности заключается в том, что она обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – учащиеся выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта.
Данный проект характеризуется как личностно-ориентированный. Главная идея проекта носит альтернативный характер. Это означает, что через развитие понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни происходит снижение вероятности приобщения учащихся подросткового и юношеского возраста к различного рода зависимостям.
Важнейшим учебно-воспитательным результатом данного проекта должен быть массовый отклик на участие в лыжной оздоровительной прогулке в лесной зоне, более ответственное отношение к своему здоровью и, как следствие, снижение числа пропусков занятий по болезни.
Реализация проекта включает в себя несколько этапов: совместное решение о проведении работы, коллективное планирование, подготовку, осуществление проекта, его анализ, обсуждение, предъявление результата.
I. Общие положения
Данный проект «Здоровье – это здорово!» разработан для учащихся 5 – 11 классов.
Целью использования проекта является развитие понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни и, следовательно, снижение вероятности приобщения молодых людей к различного рода зависимостям.
Форма работы, используемая в проекте - урочная, внеурочная.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.
Доминирующий вид деятельности: проблемно-поисковый, исследовательский, творческая лаборатория.
II. Цели и задачи
Цель проекта. Создание системы непрерывной, целенаправленной воспитательной и социальной работы с учащимися среднего и старшего звена в образовательном учреждении на основе современных социально-педагогических технологий, при достижении которой решаются следующие задачи:
- создание постоянно действующей системы пропаганды здорового образа жизни и профилактики различных зависимостей;
- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- создание единого пространства для общения учащихся, способствующего становлению системы ценностей, связанной с популяризацией и развитием здорового образа жизни;
- организация активных форм досуга.
III. Организация проекта
Проект организуется силами учителей-предметников и классных руководителей.
Для организации и проведения проекта создается организационный комитет, который проводит организационно-методическую работу по подготовке и проведению проекта. Координирует и экспертирует деятельность учащихся, оказывает консультационную помощь. Подводит итоги проекта.
IV. Сроки проведения проекта
Проект проводится в период с января по февраль.
V. Участники проекта
Учащиеся среднего и старшего звена, возраст участников 11 – 17 лет, учителя биологии, ОБЖ, ИЗО, физической культуры, русского языка и литературы, библиотекарь, школьный медик, социальный педагог, классные руководители.
VI. Порядок проведения проекта
Проект проводится в 4 этапа.
I этап: Погружение в проект
На данном этапе организаторы проекта инициирует интерес к теме проекта, опираясь на жизненный опыт, возрастные особенности и предпочтения учащихся, формулируют проблему проекта. В результате проблематизации определяют цели и задачи проекта, т.е. способы решения проблемы проекта.
Организуется информационно-просветительская деятельность в каждом классе, который участвует в проекте.
Проводятся социологические исследования в классах.
Проводятся конкурсы: «Лучший комплекс утренней гимнастики», «Самый лучший рецепт «здорового» салата».
Разрабатываются рекламы (антирекламы) социальной направленности.
Проводится акция «Поменяй конфету на яблоко!».
Организуются учебные и спортивно-массовые мероприятия, способствующие укреплению здоровья.
Результат
Шоу-программа «Здоровье всего дороже!» с представлением результатов проектной деятельности учащихся.
II этап: Организация деятельности
После выбора темы деятельности, учащиеся делятся на группы (от каждого класса по 2 -4 человека), к каждой группе выбирается ответственный, координирующий деятельность членов группы и осуществляющий взаимодействие с преподавателем, определяются задачи и планируется работа. Деятельность каждой группы осуществляется параллельно и одновременно.
1 группа учащихся осуществляет информационно-просветительскую деятельность. В состав входят по два человека из каждого класса.
Ц е л ь: Пропаганда здорового образа жизни.
Этапы реализации.
- Собрать информацию о нормах правильного питания, подготовить доклад, ознакомить с этой информацией одноклассников в виде информационного часа на уроке биологии, окружающего мира: «Что мы знаем о здоровом питании?».
- Разработать вопросы и до информационного часа провести письменный опрос. Каждый ученик заполняет таблицу с графами: «№ вопроса, «Ответ в начале беседы», «Ответ после беседы». В ходе беседы обязательно озвучиваются правильные ответы. Данные исследования позволят определить, что учащиеся получили новую информацию.
- Провести анализ опроса по классам, обобщить материал и подготовить электронную презентацию PowerPoint на шоу программу «Здоровье всего дороже!».
2 группа учащихся осуществляет социологическую деятельность.
В состав входят по два человека из каждого класса.
Цель: Провести исследования: «Место спорта в жизни учащихся и их родителей», «Место фруктов и овощей в дневном рационе учащихся школы и их родителей».
Этапы реализации.
- Разработка анкеты. Анкета не должна быть громоздкой - большое число вопросов затрудняет ее обработку.
- Проведение исследования. Анкетирование должно носить добровольный и анонимный характер.
- Обработка результатов исследования и их обсуждение в группе.
- Данные исследования оформляются в виде отчета на шоу-программу: «Здоровье всего дороже!» в виде электронной презентации PowerPoint.
3 группа учащихся осуществляет деятельность социальной направленности.
Формируется творческая группа по 3-4 человека из класса.
Цель: Стимулирование интереса к здоровому образу жизни
Этапы реализации.
- Разработка вариантов социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни, предпочтение употребления овощей и фруктов вместо чипсов, хот-догов, кока-колы (плакаты, речевки, песни).
- Разработка вариантов антиреклам (плакаты, речевки).
- Подготовка и проведение акций «Поменяй конфету на яблоко!», «Сок- шоу» и представление подготовленных реклам (антиреклам) на акциях.
- Подготовка отчета о проведении акции «Поменяй конфету на яблоко!» на шоу-программу: «Здоровье всего дороже!» в виде электронной презентации PowerPoint.
4 группа учащихся осуществляет деятельность спортивно-оздоровительной направленности.
Формируется творческая группа по 2-4 человека из класса.
Цель: Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Этапы реализации.
- Организация и проведение конкурса на лучший комплекс утренней гимнастики различной оздоровительной направленности среди учащихся школы.
- Разучивание лучших комплексов утренней гимнастики под музыкальное сопровождение.
- Демонстрация комплексов утренней гимнастики на шоу- программе «Здоровье – это здорово!».
- Организация и проведение конкурса среди учащихся 5 – 11 классов: «Самый лучший рецепт здорового салата». Подведение итогов. Представление лучших рецептов в виде электронной презентации PowerPoint или приготовленных блюд для дегустации на шоу- программе «Здоровье всего дороже!».
- Организация и проведение лыжной прогулки или массовое катание на коньках учащихся и педагогов школы.
5 группа учащихся осуществляет творческую деятельность.
Формируется творческая группа по 2-3 человека из класса.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни
Этапы реализации.
- Сочинение или подбор слоганов, пословиц, афоризмов по данной тематике. Оформление плакатов, лозунгов (работа группы художников) для шоу- программы «Здоровье – это здорово!».
- Проведение фотосъемки и оформление фотогазеты (работа группы фотокорреспондентов);
- Подбор музыки и обеспечение музыкального сопровождения (диджей) на шоу- программе.
- Организация и проведение шоу-программы «Здоровье всего дороже!» (группа ведущих).
- Подготовка материала, отзывов учащихся и родителей на новостную страничку школьного сайта.
III этап: Осуществление деятельности
Этап самостоятельной работы учащихся. Данный этап самый длительный. На данном этапе закрепленные за определенной группой учителя или специалисты наблюдают, советуют, косвенно руководят деятельностью.
Учащиеся осуществляют:
- поисково-исследовательскую деятельность: изучают литературу, осуществляют поиск информации, проводят консультации с преподавателями, специалистами, уточняют, анализируют собранную информацию, обобщают, формируют выводы.
- работу по типу творческой мастерской: рисуют, оформляют, сочиняют, фотографируют, разучивают и т.д.;
- организационную деятельность по проведению запланированных мероприятий.
IV этап: Презентация результатов
Этап завершения работы над проектом, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов - продукта проектной деятельности каждой группы.
Презентация итогов интерактивного проекта старшеклассников осуществляется на шоу- программе «Здоровье всего дороже!» в актовом зале для учащихся, родителей и педагогов школы.
Учащиеся презентуют результаты своих исследований.
Презентуют рекламные (анти-рекламных) плакаты, используя их для оформления зала, доводят до зрителей результаты проведения акции: «Поменяй конфету на яблоко!».
Проводят сатирическую акцию-презентацию «Сок-шоу».
Организуют выставку книг о здоровом питании.
Демонстрируют (под музыкальное сопровождение) лучшие комплексы утренней гимнастики различной оздоровительной направленности, вручают распечатки комплексов участникам программы.
Предлагают родителям, учащимся и педагогам продегустировать салаты, представленные на конкурс «Самый лучший рецепт здорового салата».
Учащиеся в качестве продукта своей творческой деятельности представляют сценарий и проводят шоу- программу «Здоровье всего дороже!»
VII. Обеспечение проекта
Для деятельности рабочих групп учащихся необходимо: канцелярские товары, фототовары, компьютеры, учебная и методическая литература, яблоки.
Для шоу-программы «Здоровье всего дороже!» необходимо экран, мультимедиапроектор, компьютер, музыкальная аппаратура, стаканы, сок.
Предполагаемые «приращения».
Новая информация.
Новые практические приемы: составление реклам (антиреклам) социальной направленности, проведение акций «Поменяй конфету на яблоко», «Сок-шоу», социологические исследования.
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с источниками информации;
- самостоятельного принятия решений;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Литература
- Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже / Н.Ф. Дик – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-.288 с. (Сердце отдаю детям)
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
- Предметная неделя химии в школе. /Сост. С.В. Бочарова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. 96с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий. 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)