Существует два уровня усвоения: первичный – умения и высший - навык. Первичный уровень усвоения - умение, предполагает правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия, с сознательным контролем всех его элементов.
Для выполнения конкретного трудового действия необходимо определенное умение. А это значит, что умений ребенку требуется столько, сколько видов трудовых действий существует.
Каждое трудовое действие расчленяется на несколько движений. Чтобы овладеть совокупностью этих движений, нужно иметь сумму знаний о них. Из системы знаний создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия, так называемый образ действия. Образ действия запоминается учащимися и помогает выполнять действие практически. Усвоив образ действия, и постоянно совершенствуя свои трудовые умения, учащиеся добиваются того, что эти умения достигают высшего уровня выполнения действий – навыка. Формирование умений и навыков связано с рядом психофизиологических трудностей. Эти трудности обусловлены особенностями сенсорно-двигательного аппарата человека. Кроме того эффективность усвоения трудовых действий зависит во многом от возрастных особенностей учащихся. У учащихся среднего звена происходит интенсивное физическое и психическое развитие, но развитие различных органов неравномерно. Костная система развивается очень быстро, часто опережая развитие мышечной системы, вследствие чего усложняется координация движений, а это отрицательно влияет на усвоение трудовых навыков.
Поэтому содержание «Технологии» по тематике и уровню сложности должно соответствовать периодам психофизического и интеллектуального развития учащихся, этапам их социально-трудового становления.
Можно выделить три основным смысловых блока содержания технологии:
5-7 классы закладываются технологические основы труда с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, где доступной форме отражают распространенные и доступные для усвоения учащимися технологии основных сфер общественного производства: сферу домашнего быта и общественного производства, сферу художественно-прикладной деятельности.
В 8-9 классе необходимо обеспечить учащимся возможность проверить свои способности и склонности к определенным видам труда для обоснованного выбора будущего направления желаемого и возможного профильного обучения или профессионального образования.
На последнем этапе 10-11 класс происходит углубленное изучение какой-либо из технологий.
Особое внимание необходимо уделять 5-6 классам с учетом того, что у учащихся еще не достаточно развита мелкая моторика рук. Не все учащиеся данного возраста могут красиво и аккуратно выполнять различные виды работ в силу того, что у них еще не достаточно сформирована способность к сложной двигательной активности при обучении технологическим процессам (руки не успевают за импульсами головного мозга). Дети видят и хотят сделать красиво, но у многих не получается. Чаще всего это проявляется на уроках по технологии изготовления швейного изделия. Поэтому, планируя деятельность учащихся (особенно 5 класса) при изучении этого блока, лучше использовать репродуктивный метод обучения.
Начиная с 6 класса, дифференцированный подход к выбору изделия. Учитывая индивидуальные особенности создается дидактический ряд, разные изделия, которые содержат элементы определенного уровня сложности, но любое изделие реализуют задачу формирования практического навыка, поставленную педагогом именно на этом этапе.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств обучения при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они представляют собой важный источник знаний и умений, облегчают закрепление проработанного материала. Поскольку использование наглядности предполагает не только зрительное, но и слуховое, и осязательное восприятие. Обучение с опорой на зрительную память является более продуктивным. При использовании наглядных пособий необходимо учитывать гендерные различия на генетическом, физиологическом, поведенческом, психологическом, когнитивном уровнях.
У девочек быстрее формируется левое полушарие, которое обеспечивает регуляцию речи, письма, счета и логического мышления. Абстрактно мыслить им гораздо сложнее. Лучше развита зрительная память. Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Склонны к типовым, стандартным, шаблонным заданиям, с минимальными требованиями к новаторству и максимальными к совершенству решения. Не любят соревнования.
У мальчиков быстрее формируется правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет им мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. Склонны к самостоятельной исследовательской деятельности и ее проектировании, к решению проблемы. Не любят действовать по шаблону, по алгоритму. Предпочитают дух соревновательности.
Например новая техника: девочка – покажи какую кнопку нажать; мальчик – дай схему. Глобальное похолодание: накопление жировой ткани, изобретение нового типа обогревателя.
Отсюда видны гендерные различия в деятельности мозга, вербализация явлений, т.е. для девочек характерна последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов. Для девочек подходят объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы; задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности, исполнительскую деятельность, прилежание и сотрудничество. Сложнее использовать проблемные, эвристические и исследовательские методы, даже творческую деятельность девочки стараются перевести непосредственно на себя.
Психологические особенности мальчиков и девочек в процессе обучения
Мальчики |
Девочки |
|
|
При организации и осуществлении производственных процессов на предприятиях возникает необходимость передачи больших потоков строгой и точной технологической информации об этих процесса. Для этих целей используются документы как носители данной информации. Наша задача подготовить учащихся к работе с такой информацией. Использование технологических, инструкционно-технологических карт, чертежей, схем на уроках технологии позволяет подготовить учащихся к такой работе. Формирование умений читать чертеж начинается еще в 5 классе. Умение читать чертеж, схемы, строить чертежи и схемы – это графическая культура учащихся, которая предусматривает овладение знаниями, умениями и готовностью использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса.
На уроках технологии можно использовать:
- - технологические карты, где информация представлена в графическом виде (Приложение 1)
- Технологические карты содержат сведения о техническом процессе изготовления изделия в письменно графической форме, например схемы по вязанию (Приложение 2)
- - инструкционные карты, которые содержат перечень рабочих приемов. Они отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов выполнения той или иной трудовой операции (Приложение 3)
- - Однако, для учениц, на мой взгляд, удобнее инструкционно-технологические карты, в которых схемы сопровождаются описанием, что обеспечивает непосредственное чувственное восприятие учащимися изучаемого материала, значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала (Приложение 4)
- - Алгоритмическая или поэтапная обработка узла(Приложение 5)
- - Карточки с образцами поэтапной обработки для осязательного восприятия (Приложение 6)
- - Раздаточный и демонстрационный материал, в котором отражена последовательность технологической обработки изделий (Приложение 7)
- - Наглядная демонстрация трудовых навыков;
- - Технические чертежи, схемы (Приложение 8)
Использование этих приемов позволяет формировать трудовые умения и навыки учащихся и подготовить их к работе с технической документацией.