Метод проектов на уроках биологии

Разделы: Биология


Данный проект разработан для учащихся старших классов. Он может быть использован при изучении тем «Клеточный уровень», «Клетка» в 9-м, 10-м классе.

Главным в проекте является осуществление учащимися исследований по вопросам темы, поиск информации из различных источников, подготовка буклетов, справочного материала, которые могут быть использованы в дальнейшем при изучении данной темы другими школьниками.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

  1. постановка учебной задачи;
  2. выявление проблем;
  3. определение путей решения проблем;
  4. исследования по определенным направлениям;
  5. формулировка выводов;
  6. оформление результатов исследований;
  7. представление результатов;
  8. определение новых проблем.

Применение технологии проектного обучения позволяет мне решать целый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач. На разных этапах работы над проектом у ребят формируются различные умения и навыки.

  1. На этапе постановки цели я формирую умения выявлять проблемы в различных областях знаний. При этом: Я - через актуализацию знаний подвожу к формулированию проблемы; учащиеся – определяют область знания и незнания с выходом на проблему.
  2. Обсуждение вариантов и способов решения проблемы позволяет мне формировать умения искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. Я – инициирую выдвижение и обсуждение гипотез; учащиеся – выдвигают гипотезы и предлагают способы решения.
  3. В процессе поиска информации и распределения обязанностей развиваются умения находить, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию. Я – предлагаю перечень источников информации и принципы осуществления коммуникативных связей; учащиеся - осуществляют поиск информации, выбирают наиболее приемлемый для них вид деятельности.
  4. Подведение итогов работы и анализ полученных результатов дает возможность вырабатывать умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной работы, решать познавательные и творческие задачи. Я – оппонент; учащиеся – выявляют соответствие полученных результатов научной теории и практике.
  5. Презентация (защита) проекта позволяет мне развивать у учащихся умения свободно и аргументировано излагать свои мысли, овладевать культурой речи.

Совместная работа над проектом приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

Мною разработан общий алгоритм работы в группе, который на начальных этапах я предлагаю учащимся в качестве основы построения деятельности.

  1. Изучите задание.
  2. Сформулируйте цели и задачи группы.
  3. Распределите задания в группе. Определитесь с лидером.
  4. Подберите литературу и найдите информацию по теме.
  5. Составьте план и сценарий защиты проекта.
  6. Уверенно защищайте проект.
  7. Удачи всем исследователям!

А вместе с детьми мы определили правила работы в группах, которые являются обязательными для всех.

  • все члены команды равны, руководит работой команды лидер;
  • в команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы;
  • команды не соревнуются;
  • любая точка зрения заслуживает внимания;
  • ответственность за конечный результат несут все члены команды;
  • каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе.

На этапе выявления проблем учащиеся сформулировали основополагающий и проблемные вопросы, которые будут ключевыми в их дальнейшей работе.

Основополагающий вопрос: почему клетку считают основой жизни?

Проблемные вопросы:

  • Действительно ли организмы состоят из клеток?
  • Может ли одна клетка выполнять функции всего организма?
  • Можно ли создать живую клетку искусственно?
  • Связаны ли функции клетки с её строением?
  • Почему животная клетка не может фотосинтезировать?
  • Как может существовать без ядра прокариотическая клетка?

Для работы над проблемными вопросами учащиеся делятся соответственно на 6 групп (по числу проблемных вопросов). Группы формируются добровольно, по интересам. Каждая группа работает над решением одного проблемного вопроса. Исходя из формулировки вопроса, определяются темы самостоятельных исследований:

  • Выясните, действительно ли все организмы состоят из клеток.
  • Узнайте, может ли одна клетка выполнять функции всего организма.
  • Выясните, можно ли создать живую клетку искусственно.
  • Определите, связаны ли функции клетки с её строением.
  • Выясните, почему животная клетка не может фотосинтезировать.
  • Определите, как может существовать без ядра прокариотическая клетка.

Затем, на этапе планирования деятельности, учащиеся намечают пути решения поставленных вопросов, составляют план работы по проекту. С учетом мнения учащихся, я регламентирую работу каждой группы соответствующим документом – «Лист планирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся» (Приложение 1)

Главными планирующими документами для меня являются «Визитная карточка проекта» (Приложение 2) и «План работы по проекту в школе» (Приложение 3).

Затем начинается работа над темами исследований. На эту работу отводится 4 урока, во время которых ребята осуществляют сбор информации по интересующим их вопросам из различных источников. К их услугам предоставлена библиотека (об этом должен заранее договориться учитель), медиатека, доступ в Интернет. Задача учителя на этом этапе состоит в оказании консультативной помощи группам, обеспечении лабораторного оборудования для проведения лабораторных исследований, координация работы библиотеки, медиатеки, кабинета информатики, обеспечении различными источниками информации.

Например, группа, работающая над проблемным вопросом, действительно ли все организмы состоят из клеток, запланировала проведение лабораторной работы «Изучение строения клеток различных организмов». Следовательно, моя задача – предоставить им необходимое лабораторное оборудование.

Учащиеся представляют промежуточные результаты своей работы, я рецензирую их, корректирую при необходимости. Учащиеся определяются, с чем они будут выходить на защиту, т.е. в виде чего у них будут оформлены результаты исследований (презентация, публикация, модель, буклет и прочее). Перед защитой оформляется «выходной» документ. Вся найденная и обработанная учащимися информация оформляется в виде текстового документа, к оформлению которого предъявляются определенные требования (Приложение 4).

Защита результатов проекта – это самый яркий этап в работе над проектом. Здесь раскрываются творческие возможности учащихся, они проявляют себя с совершенно неожиданных сторон. Группа сама определяет, как будет осуществляться защита – только консультантом, всеми членами группы, или несколькими её членами.

По результатам работы над проектом производится оценивание работы каждого, степени его вклада в общее решение. При этом важно мнение самого учащегося, руководителя группы, учителя. Во время защиты группа выбирает «белого» и «черного» оппонентов, задача которых – дать полную, разностороннюю оценку предлагаемых результатов. На основании всего выше названного выставляется оценка за работу над проектом каждому ученику.

Я считаю, что проектное обучение необходимо использовать в образовательном процессе, потому что если цели его достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.

Я глубоко убеждена, что творческий поиск, самостоятельность в выборе, возможность реализовать свои замыслы необходимы в равной степени и учителю, и ученику. Только такой симбиоз позволит нам выпустить из стен школы реально самостоятельное, социально адаптированное молодое поколение.

Приложение 5. Презентация.