В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. На своих уроках я работаю не только над освоением учащимися стандарта образования по географии, но и над формированием учебно-познавательных и информационных компетенции на материале содержания учебного предмета географии.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками географической информации. Самостоятельные работы, организованные на уроках географии регулярно, позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Накопленный опыт я представила в статье "Развитие общеучебных умений и навыков, логического и творческого мышления через систему самостоятельных работ с различными источниками географической информации". Статья размещена на сайте urok.1sept.ru "Открытый урок" и на дисках "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2007-2008 гг. Материалы участников".
Уровень усвоения стандарта образования я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Диагностическое тестирование провожу один раз в полугодие. Тесты разработаны мною таким образом, чтобы они содержали задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т. д.). Примеры тестирований приведены в Приложении 1.
Результаты диагностических тестирований обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем, что учащиеся подготовлены с помощью тренировочных тестов к воспроизведению базового уровня образования, а также у них вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера. Таким образом, система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль за усвоением стандарта образования, но и позволяет проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации в рамках ЕГЭ. Кроме этого, выход на диагностическое тестирование с достаточно высоким уровнем подготовленности и написание тестирования с хорошим результатом создаёт у учащихся ситуацию успеха, что является одним из принципов личностноориентированного обучения.
На мой взгляд, география как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно.
Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете. В рамках тематического планирования по географии практически на каждом уроке изучается новая тема. В таком режиме изучения учебного материала особенно остро стоит проблема прослеживания учащимися последовательности изучения тем уроков в разделе, логики изучения темы, выделение главного в теме.
Одним из способов решения этой проблемы я считаю создание презентаций Power Point как опорного "скелета" урока (см. Приложение 2). Я слышала много мнений "за" и "против" презентаций созданных учителем и используемых на уроке. Конечно, лицензионные учебные DVD по географии (которые я тоже использую на своих уроках) содержат красочный, зрелищный иллюстративный и картографический материал, помогающий создать образ изучаемой территории или явления. Но, работая с ИКТ на уроке второй год, я пришла к выводу, что если в кабинете нет персональных компьютеров для каждого ученика, а есть только мультимедиапроектор и экран, то содержание DVD чаще всего используется именно как иллюстративный материал.
А презентация Power Point в таких условиях преподавания имеет несомненные "плюсы":
Последовательность слайдов отражает логичное построение урока продуманное учителем (постановка целей урока, основное содержание с сопутствующими заданиями, подведение итогов урока).
Выделение главного в содержании (на слайде только ключевая информация, которая комментируется учителем или учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке).
Обратная связь (например: задание для самостоятельной работы - слайд с ожидаемым результатом - самопроверка; или: экспресс-тест - самопроверка).
Завершенность (при подведении итогов урока - возвращение к целям урока).
Конечно, нужно иметь в виду, что далеко не на всех уроках возможно использование презентаций, особенно в условиях работы учителя-предметника сразу на нескольких параллелях классов. Создание качественных, продуманных презентаций требует от учителя определённых временных затрат. На мой взгляд, целесообразно использовать презентации при изучении теоретического материала, особенно в старших классах.
В 10 классе я работаю по учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира". Этот учебник обладает хорошим дидактическим и методическим аппаратом, теоретический материал дан объёмно, с множеством примеров. Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации Power Point и работу с текстом и заданиями учебника, то продуктивность работы учащихся на уроке повышается. При подведении итогов урока у учащихся не возникает проблем при выделении главного и установлении причинно-следственных связей в изученном материале. Кроме этого следует отметить, что на уроке каждый ученик получает информацию через несколько каналов: видит содержание слайда, слушает комментарий учителя, анализирует текст учебника, отбирает и записывает необходимую информацию в тетрадь.
Проверка тетрадей учащихся после таких уроков показывает, что даже у слабых учеников в тетради присутствуют записи основного содержания темы, выделены главные моменты. Если после выполнения задания предлагается слайд с ожидаемым результатом работы, то при самопроверке учащиеся проводят в тетради коррекцию записей, если это необходимо.
После изучения темы "Население мира" в 10 классе, при изучении которой на уроках я использовала презентации, мною было проведено анкетирование учащихся. Я получила следующие результаты:
Пункты анкеты | % выбора |
1.Презентация никак не влияет на запоминание содержания темы. | 6% |
2. Презентация помогает проследить логику внутри темы. | 81% |
3. Презентация помогает выделить главное. | 91% |
4. Презентация привлекает как новый вид подачи информации. | 75% |
5. Презентация помогает лучше запомнить содержание темы. | 80% |
Таким образом, учащиеся отметили положительные стороны наличия презентации на уроке. При использовании презентации Power Point как опорного "скелета" урока формируются следующие навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете: соотнесение "сжатой" информации на слайде и "развёрнутой" информации в учебнике, выделение главного в материале темы, установление логических связей между темами уроков и внутри темы урока, отбор информации для записи в тетради.
Не менее важными информационными компетенциями можно считать поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Формирование этих компетенций на уроках географии происходит при выполнении творческих работ с разными источниками географической информации. Некоторые виды таких работ описаны мною в упомянутой уже статье (раздел "Самостоятельные работы с дополнительными источниками информации"). В старших классах учащиеся в принципе уже имеют представление о современных средствах информации и информационных технологиях, которое они получают на уроках информатики. Учителя-предметники могут использовать и продолжать формировать эти информационные компетенции на материале своих предметов.
На уроках в 10 классе при изучении раздела "Регионы мира" я даю учащимся задание: подготовить сообщение о стране в форме презентации PowerPoint. Презентация должна отражать экономико-географические особенности страны, визуальные ассоциации, интересные факты. Объём: 6-8 слайдов. Перед изучением темы учащимся предлагается список стран, из которого каждый выбирает одну (работа индивидуальная или в парах). Презентация работ проходит на уроке-конференции. Подобный вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать материал, оформлять в виде презентации PowerPoint, формирует опыт публичных выступлений. Уровень презентаций изготовленных учащимися разный, лучшие презентации могут быть оценены не только учителем географии, но и учителем информатики (см. Приложение 3).
Таким образом, деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по географии, позволяет формировать учебно-познавательные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета географии.