"Великое благо тому, кто научился учиться". Менандр (др.греч. поэт)
Основная цель: Выдвижение гипотезы о сумме внутренних углов треугольника.
Основные задачи:
- Определить уровень усвоения учащимися темы "Смежные и вертикальные углы" (контрольный тест, приложение №1 ).
- Совершенствовать навыки решения задач по теме "Смежные и вертикальные углы".
- Научить добывать самостоятельно новые знания, выдвигать гипотезы.
Ход урока
Организационный момент (приветствие, постановка темы и задач урока).
Проверка усвоения темы урока "Смежные и вертикальные углы". Проведение контрольного теста (приложение №1).Данный тест желательно набрать в тестовой оболочке (приложение №4) и провести проверку усвоения знаний учащихся на компьютерах.
Работа с презентацией (приложение № 2)
Решение задачи № 1.
Устный разбор задачи №1 по готовому чертежу, самостоятельная запись её решения в тетрадях, последующая самопроверка решения с решением на экране.
Вопросы, которые необходимо задать учителю при работе над задачей:
- Как называется угол АОВ?
- Чему равна градусная мера развернутого угла?
- Из каких углов состоит угол СОВ?
- Как найти величину угла СОВ?
- Чему равна градусная мера угла СОВ?
- Как найти величину угла АОВ?
- Чему равна градусная мера угла АОВ?
Решение задачи № 2.
Устный разбор решения:
- Как называются углы АСВ ВСD?
- Как найти величину угла АСВ?
- Как найти третий угол треугольника, если известны два его угла?
- Что нам необходимо знать, чтобы найти неизвестный угол треугольника?
Исследование:
На столе у каждого ученика лежать по четыре разных треугольника (по цвету и виду).
Задание для учащихся:
Измерить в любых трёх треугольниках их углы с помощью транспортира, заполнить таблицу, найти сумму углов каждого треугольника. (см приложение № 3).
Выдвижение гипотезы.
- Обратите внимание на столбик цифр, которые вы получили после измерения углов ваших треугольников и нахождения суммы углов каждого треугольника.
- Какова закономерность?
- Можем ли мы утверждать, что сумма внутренних углов треугольника равна 180?
- Можно ли выдвинуть гипотезу?
- Выдвинуть гипотезу.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений. Вообще - предположение, требующее подтверждения.
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
Продолжение решения задачи № 2 (приложение № 2).
Устное обсуждение дальнейшего решения, самостоятельная запись решения в тетрадях, проверка своего решения с решением на мониторе.
Вывод.
Что сегодня мы узнали на уроке?
Исследование.
Задание:
На столе у каждого учащегося остался еще один треугольник.
- Как, используя развернутый угол, начерченный в тетради, ножницы, четвёртый бумажный треугольник можно показать, что сумма внутренних углов треугольника равна 180? (не использовать транспортир) (Решение: разрезать треугольник так, чтобы к начерченному развёрнутому углу можно было приложить все углы треугольника.).
Закрепление изученного материала
Решение задач (приложение № 2).
Подробная запись решения в тетрадях с последующей проверкой.
Подведение итогов урока.