Пояснительная записка
Изучение световых явлений - одна из самых увлекательных страниц естествознания. Предпрофильный курс «Загадочный мир света» является одним из предметно ориентировочных курсов, который предлагается учащимся с целью их самоопределения относительно дальнейшего способа образования, выбора профиля обучения.
Изучение данного курса позволяет комплексно решать основные задачи обучения:
- формировать устойчивый интерес к изучению физики; прививать и развивать навыки в про ведении физических опытов;
- способствовать стремлению радоваться успеху, достигнутому при проведении опытов;
- воспитать трепетное отношение учеников к окружающему миру; показать огромную связь между явлениями природы и человеком; объяснить с точки зрения законов физики якобы существующие сверхъестественные силы;
- показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием;
- способствовать развитию способностей учащихся благодаря использованию гуманитарного материала, такие как поэзия, живопись, наравне с физическим материалом;
- создать условия для формирования эмоционально-личностного отношения учащихся к изучению физических понятий посредством художественных и фольклорных произведений;
- удовлетворить потребность в знании, учении, развитии интереса к изучаемым проблемам
Курс рассчитан на 12 часов. Во время изучения данного курса учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Предпрофильный курс предназначен, прежде всего, тем учащимся, которые в дальнейшем выберут физический профиль.
Результатом прохождения курса «Загадочный мир света» предполагается не столько систематизация и обобщение теоретических сведений по содержательной линии школьного курса «Оптика», сколько осознание выбора учащимися профиля обучения на старшей ступени, заинтересованности в изучении такого интересного раздела физики, как свет и световые явления.
Учебно-тематическое планирование предпрофильного курса «Загадочный мир света»
№ № |
Тема урока |
Цель урока |
Кол-во часов |
1. |
Презентация предпрофильного курса «Загадочный мир света» (приложение) |
Дать общее представление свете, световых явлениях, об источниках света. Рассказать о том, как воспринимают окружающий мир животные. Рассказать об ученых, занимающихся проблемами света. |
1 |
2. |
Световые явления |
Проведение демонстрационных опытов, которые помогут подвести учащихся к усвоению основного содержания темы. |
2 |
3. |
Источники света. |
Дать представление об естественных и искусственных источниках света. |
1 |
4. |
Мир глазами животных |
Дать представление о том, как воспринимается окружающий нас мир животными. |
1 |
5. |
Глаз и солнце. |
Показать удивительную связь между явлениями природы и человеком. |
1 |
6. |
Научно-атеистическое восприятие света. |
Создать в сознании учеников факты, доказывающие материальность мира и свидетельствующих об отсутствии в природе сверхъестественных сил. |
1 |
7. |
Окно в мир прекрасного |
Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимообогащение науки и искусства. Продемонстрировать «поэтичность» физики и необходимость знания ее законов. Развивать умение логично и образно выражать свои мысли. Воспитать бережное отношение к природе. Научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное. |
1 |
8. |
Световые явления и их описания в литературе народов мира |
Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы и искусства народов мира. |
1 |
9. |
Голография |
Показать применение законов оптики в искусстве, живописи и кино. |
1 |
10. |
Свет. Световые явления |
Закрепление изученного материала. Самостоятельное проведение физических опытов, связанных с изучением световых явлений и законов оптики. Решение кроссворда по теме. Тестовая работа по пройденному материалу. |
1 |
11. |
Конкурс творческих работ учащихся. |
Защита творческих работ |
1 |
Цели обучения.
Обучающие:
- познакомить учащихся с учёными физиками, которые занимались проблемами изучения световых явлений;
- дать общее представление о свете и световых явлениях;
- привести примеры естественных и искусственных источников света;
- рассказать о том, как воспринимают свет животные и человек;
- показать важную роль света в жизни растений и человека;
- рассказать о том, как и где применяют законы оптики.
Воспитательные:
- воспитать у учеников интерес к изучению физики;
- развить умение логично и образно выражать свои мысли;
- воспитать бережное отношение к окружающему миру;
- показать связь между явлениями природы и человеком;
- создать в сознании учеников факты, доказывающие материальность мира и свидетельствующих об отсутствии в природе сверхъестественных сил.
Развивающие:
- развитие памяти;
- развитие навыков в проведении физических опытов;
- развитие умения самостоятельно получать знания;
- развитие навыков пользоваться полученными знаниями.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса учащиеся могут научиться:
- распознавать свойства, закономерности физических явлений и процессов;
- моделировать физический процесс;
- проводить несложные физические эксперименты по исследованию свойств света, особенностей зрения;
- объяснять физические явления, через познание методов исследовательской работы;
- решать несложные задачи по геометрической оптике.
В результате изучения курса решается мотивационный компонент:
- радость, возникающая в процессе разрешения значимой для себя и других проблемы;
- удовлетворение потребности в знаниях, учении, развитии.
Методические рекомендации к проведению занятий.
При изучении курса большую роль играют наглядно – деятельностные методы работы, занятия в форме лабораторных и практических работ, где путём практической деятельности создаётся образ физического процесса, а затем в ходе исследования выявляются свойства и закономерности.
В предпрофильном курсе заложены большие возможности организации дифференцированного подхода к обучению детей. Занятия проводятся в виде лекций, семинаров, консультаций, практических и лабораторных работ. Во время проведения семинаров и практикумов полезно использовать технологию взаимного обучения.
Литература.
- Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1988г.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1977г.
- Синичкин В.П. Внеклассная работа по физике. Саратов, 2002г.
- Физика в школе. 2006-2008г.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. Москва. Наука, 1996г.
- Славкин В.А. Детская энциклопедия. Москва. Наука,2002г.