Цели урока:
Образовательная – изучить теорему Пифагора, создав проблемную ситуацию и решить проблему, используя практические навыки работы с моделями, вывести следствия из теоремы и научить учащихся применять полученные формулы при решении задач,
Воспитательная – развитие интереса к математике через знакомство с деятельностью Пифагора и его последователей,
Развивающая – учить детей рассуждать, выдвигать гипотезы и разрешать их, анализировать, сравнивать, то есть активизировать их процесс мышления.
Оборудование к уроку:
- компьютер, м/м установка , инструменты,
- презентации,
- газета о “Пифагоре”,
- модели,
- дидактический материал.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Новый материал.
- Первичное закрепление теории.
- Решение задач.
- Постановка домашнего задания.
- Итог урока.
- Историческая справка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ,дети. Прежде чем начать урок, я хочу увидеть вашу готовность к уроку: сколько предметов у вас на парте?
Мне интересно, какое у вас настроение?
Хорошо , теперь можно начинать урок.
2. Проверка домашнего задания.
Начнем с проверки домашнего задания. На доске его подготовили Андрей и Валя .Сейчас они расскажут вам свои решения, а вы сверьтесь со своим решением и задайте вопросы по тому, что непонятно.
3. Актуализация знаний.
Домашнее задание проверено и теперь посмотрите на экран:
Задание – найти х :
У нас возникла проблемная ситуация : чтобы найти площадь параллелограмма, надо найти его высоту, а в прямоугольном треугольнике известна гипотенуза, найден один катет. а второй катет, являющийся высотой параллелограмма, найти не можем.
- Что отсюда следует? (что не знаем связи между
катетами и гипотенузой),
- Давайте разберемся в ситуации, исследуем её, и
определим, какая это связь.
4. Новый материал.
Чтобы провести исследование и разрешить проблемную ситуацию, начнем с того , что воспользуемся уже имеющимися знаниями о свойствах площадей и о площадях фигур.
Возьмите в руки модели, которые у вас на столах и проделайте следующее: (слайд 4),
- Как к полученной фигуре применить уже известные вам знаниями о свойствах площадей и о площадях фигур?
(дополнительные вопросы, если дети придут в тупик:
- почему данные треугольники равны?
- что скажите об их площадях?
- чему равна площадь каждого?
- чему равна площадь всех четырёх?
- чем является полученный большой
четырехугольник?
- какова сторона полученного квадрата?
- чему равна его площадь?
- из каких фигур состоит большой квадрат?
- как найти его площадь?
- что за фигура получилась внутри квадрата?
- почему?
- какое свойство площадей можно применить ?
- каков будет вывод?)
На доске ученик записывает алгебраические выкладки по рассуждениям учащихся:
Тем самым вывели алгебраическую запись теоремы Пифагора и получили доказательство теоремы Пифагора..
Открываем учебник на странице 126 и читаем предложенную формулировку теоремы Пифагора:
“В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”.
Таким образом подошли к теме урока, которую вы без труда сформулируете сами.
Открываем тетради и пишем:
1.12. Классная работа.
Теорема Пифагора.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова:
Сегодня на уроке вы станете “владельцами” одного из сокровищ геометрии и если, уходя с урока ,вы скажите себе: да, я запомнил теорему Пифагора и следствия из неё и смогу применить их при решении задач, значит, цель урока мною и вами достигнута.
Я думаю, что следует немного остановиться на тех сведениях, которые дошли до нас и могут поведать о Пифагоре о об его учениках. (презентация 1).
Прежде чем переходить к решению задач, рассмотрим следствия из теоремы Пифагора:
Пусть в прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С гипотенуза равна с, катеты – а и в, то верны следующие выражения:
5. Первичное закрепление теории.
Теорема Пифагора имеет большое практическое значение. Очень часто она применяется при решении задач и чтобы решать сложные задачи, надо научиться решать задачи простые. Я предлагаю вам задачи, в которых надо найти неизвестные катет или гипотенузу, используя полученные формулы.
6. Решение задач.
Теперь решим задачу.
К доске пойдёт Валя.
Задача: В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС=16см. высота ВН=6см.Найдите боковую сторону.
Решение.
1. В треугольнике АВС АВ=ВС. ВН – высота , значит и медиана по свойству равнобедренного треугольника, то АН=НС=0,5АС, АН=8см.
2. Треугольник АВН прямоугольный, то по теореме Пифагора
, и следует , АВ=10см.Вопросы по решению есть?
Да. По условию задачи надо найти боковую сторону и не сказано, какую. Почему именно АВ ты приняла за боковую сторону?
- Я согласна, следует отметить , что в равнобедренном треугольнике боковые стороны равны и, найдя АВ, тем самым нашли и ВС.
Следующие задачи вам предлагается решить по вариантам:
1
вариант – №493,2 вариант – №494 из учебника.
При этом Катя и Вадим на доске решают эти задачи на крылышках так , чтобы потом свериться с классом.
Кому трудно начать решение, можно воспользоваться карточками-помощницами.
Карточка .
1. Стороны ромба равны, то есть АВ=…
2. Площадь ромба равна половине произведения его
диагоналей, то есть S=АС …
3. Диагонали ромба точкой пересечения делятся
пополам, то есть ОА=ОС, ОВ=…
4. В прямоугольном треугольнике квадрат
гипотенузы равен сумме квадратов катетов, то
есть
Кто раньше справился с задачей , может взять дополнительную карточку .
- Проверяем решение задач:
№ 493. Решение.
О – точка пересечения АС и ВД . По свойству диагоналей ромба О – середина АС и ВД, угол АОВ=90, значит АО=5см, ВО=12см.
По следствию из теоремы Пифагора , АВ=13см.
S=0,5 AC BD, S=120
Ответ АВ=13 см.
№494. Решение.
О – точка пересечения АС и ВД. По свойству диагоналей ромба О – середина АС и ВД, угол АОВ = 90, значит АО = 6см.
По следствию из теоремы Пифагора , ВО=8см.
ВД=2ВО, ВД=16см.
S=0,5 AC BD, S=96
Ответ АВ=13см.
Задачи проверили, оценки поставлены .
7. Постановка домашнего задания:
- Выучить теорему Пифагора,
- Подготовить сообщение о жизни и деятельности Пифагора (по желанию),
- №483(в), №484(в),№487,
- Придумать самому задачу, которая решалась бы с применением теоремы Пифагора.
8. Итоги урока.
- С чем новым познакомились на уроке?
- Что научились делать?
- Как звучит теорема Пифагора и следствия из неё ?
- Какая практическая польза теоремы Пифагора?
И в качестве оценки нашей совместной работы на уроке слово скажет Катя Глазкова, она написала стихотворение, послушайте.
9. Дополнительное время.
Историческая справка.
Как настроение?
Спасибо!