Перестройка системы музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе указывает на необходимость пересмотра системы вузовской подготовки учителя начальных классов к музыкально-педагогическому образованию и воспитанию младших школьников. В связи с этим на современном этапе учителю начальных классов предъявляются большие требования, которые определены Государственным общеобязательным стандартом образования РК специальности 050102 – Педагогика и методика начального обучения. Объем и содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов определяется нормативными документами по специальности 050102 – Педагогика и методика начального обучения (ГОСО и типовая учебная программа).
Процесс формирования профессионально-педагогических компетенций осуществляется посредством учебных дисциплин и различных видов учебной деятельности. Среди профессионально-педагогических компетенций следует выделить музыкальные компетенции, формирование которых осуществляется в процессе изучения дисциплин профилирующего (“Теория и технология музыкального воспитания в начальной школе”) и базового (элективные курсы – “Вокально-хоровое воспитание”, “Музыкальный инструмент”) циклов, а также в процессе прохождения педагогической практики.
Необходимо рассмотреть с разных позиций понятие “компетенция”.
В словаре иностранных слов понятие “компетенция” рассматривается как:
- круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкурентному органу или другому должностному лицу;
- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
В.И. Байденко понятие “компетенция” определяет как интегрированное понятие, включающее в себя понятие “квалификация” как часть, определяющую наличие профессиональных знаний, навыков и умений. Понятие “Профессиональная компетенция” рассматривается им, как “профессиональная квалификация” (наличие профессиональных знаний, навыков и умений), обогащенная способностью действовать эффективно, “с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды”.
При разработке “компетентностных моделей” выпускников целесообразно принять во внимание рекомендацию Еврокомиссии относительно восьми ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый европеец. К ним относятся:
1) компетенция в области родного языка;
2) компетенция в сфере иностранных языков;
3) математическая и фундаментальная
естественнонаучная и техническая компетенции;
4) компьютерная компетенция;
5) учебная компетенция;
6) межличностная, межкультурная и социальная
компетенции, а также гражданская компетенция;
7) компетенция предпринимательства;
8) культурная компетенция.
Эти компетенции поддерживаются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных областях такие необходимые аспекты, как критическое мышление, креативность, “европейское измерение” и активная жизненная позиция. Совместно эти способности содействуют развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустраиваемости.
При формировании компетенций следует иметь в виду сложный методологический вопрос. Ю.Г.Татур в определение компетенций включает – когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практические и оперативное применение знаний) и ценностную (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
Е.Р.Сизова в статье “Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития” выделяет следующие виды профессиональной компетенции специалиста-музыканта: музыкально-слуховую, музыкально-грамматическую, музыкально-исполнительскую и музыкально- педагогическую компетенции.
В нашем исследовании мы рассматриваем музыкальные компетенции будущего учителя начальных классов. В Типовой программе по дисциплине “Теория и технология музыкального воспитания” обозначены базовые компетенции:
- культурологические – компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе;
- эстетические – компетенции в области восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве;
- музыкологические – компетенции в области основ теории и истории музыки, а также в области практического музицирования;
- педагогические – компетенции в области современных тенденций и наиболее эффективных технологий музыкального воспитания.
Список выявленных и заслуживающих рассмотрения компетенций велик, они требуют своего научно-обоснованного решения.
Основу музыкального образования будущие учителя начальных классов начинают постигать в ВУЗе. Анкетирование студентов социально-педагогического факультета КарГУ им. Е.А.Букетова показало, что основная масса студентов (100%) не имеет начального музыкального образования (детская музыкальная школа, студия, кружки). Таким образом, возникает острая необходимость усилить музыкально-педагогическую подготовку учителя начальных классов. Учебный процесс в ВУЗе нужно организовать так, чтобы будущие учителя начальных классов (изучают дисциплины музыкально-эстетического цикла: Музыкальный инструмент – 2 семестра, Вокально-хоровое воспитание, Теория и технология музыкального воспитания – 1 семестр) овладели музыкальными компетенциями.
Мы выявили трудоемкость дисциплин (Таблица 1), которые являются ведущими при формировании музыкальных компетенций учителя начальных классов. В качестве анализируемых учебных планов нами использован учебный план Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.
Таблица 1.
Рабочий учебный план Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова
Специальность: 050102-Педагогика и методика начального обучения
Дисциплины | Вокально-хоровое воспитание | Музыкальный инструмент |
Теория и технология музыкального воспитания и обучения |
|||
Учебный год | Количество часов | |||||
всего | аудиторные занятия | всего | аудиторные занятия | всего | аудиторные занятия | |
2005-2006 | 90 | 58 | 90 | 59 | 135 | 88 |
2006-2007 | 90 | 60 | 90 | 60 | 90 | 60 |
2007-2008 | 90 | 60 | 90 | 60 | 90 | 60 |
2008-2009 | 90 | 15 | 90 | 30 | 90 | 15 |
Анализ трудоемкости дисциплин учебных планов КарГУ им. Е.А.Букетова показал, что происходит сокращение часов на дисциплины музыкальной подготовки, это обусловлено кредитной технологией обучения, которая предусматривает 70% самостоятельной работы студентов от общей трудоемкости курса.
Будущий учитель начальных классов является менее подготовленным в музыкальной области, хотя требования к нему как к специалисту с высшим образованием с каждым годом становятся более высокими. Таким образом, необходимо усилить музыкально-педагогическую подготовку учителя начальных классов, способствующую формированию музыкальных компетенций, используя интерактивные методы обучения, новые методики и технологии.
Литература:
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Специальность050102 – Педагогика и методика начального обучения. – Астана, 2006.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М .: 000 “Издательство АСТ; Мн.: Харвест, 2002.- 976 с.
- В.И. Байденко. “Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”. – Москва, 2005.
- Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- http://logosbook.ru/VOS/11_2007/36-38.pdf
- Типовая программа. Образование высшее профессиональное. Теория и технология музыкального воспитания по специальности 0501020 – Педагогика и методика начального обучения. – Алматы, 2006.