Музыкальные компетенции будущих учителей начальных классов

Разделы: Музыка


Перестройка системы музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе указывает на необходимость пересмотра системы вузовской подготовки учителя начальных классов к музыкально-педагогическому образованию и воспитанию младших школьников. В связи с этим на современном этапе учителю начальных классов предъявляются большие требования, которые определены Государственным общеобязательным стандартом образования РК специальности 050102 – Педагогика и методика начального обучения. Объем и содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов определяется нормативными документами по специальности 050102 – Педагогика и методика начального обучения (ГОСО и типовая учебная программа).

Процесс формирования профессионально-педагогических компетенций осуществляется посредством учебных дисциплин и различных видов учебной деятельности. Среди профессионально-педагогических компетенций следует выделить музыкальные компетенции, формирование которых осуществляется в процессе изучения дисциплин профилирующего (“Теория и технология музыкального воспитания в начальной школе”) и базового (элективные курсы – “Вокально-хоровое воспитание”, “Музыкальный инструмент”) циклов, а также в процессе прохождения педагогической практики.

Необходимо рассмотреть с разных позиций понятие “компетенция”.

В словаре иностранных слов понятие “компетенция” рассматривается как:

  1. круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкурентному органу или другому должностному лицу;
  2. круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

В.И. Байденко понятие “компетенция” определяет как интегрированное понятие, включающее в себя понятие “квалификация” как часть, определяющую наличие профессиональных знаний, навыков и умений. Понятие “Профессиональная компетенция” рассматривается им, как “профессиональная квалификация” (наличие профессиональных знаний, навыков и умений), обогащенная способностью действовать эффективно, “с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды”.

При разработке “компетентностных моделей” выпускников целесообразно принять во внимание рекомендацию Еврокомиссии относительно восьми ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый европеец. К ним относятся:

1) компетенция в области родного языка;
2) компетенция в сфере иностранных языков;
3) математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции;
4) компьютерная компетенция;
5) учебная компетенция;
6) межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция;
7) компетенция предпринимательства;
8) культурная компетенция.

Эти компетенции поддерживаются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных областях такие необходимые аспекты, как критическое мышление, креативность, “европейское измерение” и активная жизненная позиция. Совместно эти способности содействуют развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустраиваемости.

При формировании компетенций следует иметь в виду сложный методологический вопрос. Ю.Г.Татур в определение компетенций включает – когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практические и оперативное применение знаний) и ценностную (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

Е.Р.Сизова в статье “Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития” выделяет следующие виды профессиональной компетенции специалиста-музыканта: музыкально-слуховую, музыкально-грамматическую, музыкально-исполнительскую и музыкально- педагогическую компетенции.

В нашем исследовании мы рассматриваем музыкальные компетенции будущего учителя начальных классов. В Типовой программе по дисциплине “Теория и технология музыкального воспитания” обозначены базовые компетенции:

  • культурологические – компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе;
  • эстетические – компетенции в области восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве;
  • музыкологические – компетенции в области основ теории и истории музыки, а также в области практического музицирования;
  • педагогические – компетенции в области современных тенденций и наиболее эффективных технологий музыкального воспитания.

Список выявленных и заслуживающих рассмотрения компетенций велик, они требуют своего научно-обоснованного решения.

Основу музыкального образования будущие учителя начальных классов начинают постигать в ВУЗе. Анкетирование студентов социально-педагогического факультета КарГУ им. Е.А.Букетова показало, что основная масса студентов (100%) не имеет начального музыкального образования (детская музыкальная школа, студия, кружки). Таким образом, возникает острая необходимость усилить музыкально-педагогическую подготовку учителя начальных классов. Учебный процесс в ВУЗе нужно организовать так, чтобы будущие учителя начальных классов (изучают дисциплины музыкально-эстетического цикла: Музыкальный инструмент – 2 семестра, Вокально-хоровое воспитание, Теория и технология музыкального воспитания – 1 семестр) овладели музыкальными компетенциями.

Мы выявили трудоемкость дисциплин (Таблица 1), которые являются ведущими при формировании музыкальных компетенций учителя начальных классов. В качестве анализируемых учебных планов нами использован учебный план Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.

Таблица 1.

Рабочий учебный план Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова

Специальность: 050102-Педагогика и методика начального обучения

Дисциплины Вокально-хоровое воспитание Музыкальный
инструмент
Теория и технология
музыкального воспитания
и обучения
Учебный год Количество часов
всего аудиторные занятия всего аудиторные занятия всего аудиторные занятия
2005-2006 90 58 90 59 135 88
2006-2007 90 60 90 60 90 60
2007-2008 90 60 90 60 90 60
2008-2009 90 15 90 30 90 15

Анализ трудоемкости дисциплин учебных планов КарГУ им. Е.А.Букетова показал, что происходит сокращение часов на дисциплины музыкальной подготовки, это обусловлено кредитной технологией обучения, которая предусматривает 70% самостоятельной работы студентов от общей трудоемкости курса.

Будущий учитель начальных классов является менее подготовленным в музыкальной области, хотя требования к нему как к специалисту с высшим образованием с каждым годом становятся более высокими. Таким образом, необходимо усилить музыкально-педагогическую подготовку учителя начальных классов, способствующую формированию музыкальных компетенций, используя интерактивные методы обучения, новые методики и технологии.

Литература:

  1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Специальность050102 – Педагогика и методика начального обучения. – Астана, 2006.
  2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М .: 000 “Издательство АСТ; Мн.: Харвест, 2002.- 976 с.
  3. В.И. Байденко. “Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”. – Москва, 2005.
  4. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  5. http://logosbook.ru/VOS/11_2007/36-38.pdf
  6. Типовая программа. Образование высшее профессиональное. Теория и технология музыкального воспитания по специальности 0501020 – Педагогика и методика начального обучения. – Алматы, 2006.