Обобщение знаний по теме "Южная Америка". Игра "Марафон"

Разделы: География


Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Южная Америка»».

Цели:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся по теме природа и население Южной Америки.
  • Совершенствовать умения  учащихся обобщать материал и  делать выводы, решать проблемные ситуации.
  • Развивать коммуникативную культуру и эмоциональную сферу учащихся через создание ситуации успеха.
  • Практически применить знания по данной теме.
  • Воспитание взаимовыручки и поддержки товарища, взаимопонимания внутри группы.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Дидактический метод: игра.

Оборудование: географические атласы для 7 класса, диаграммы, таблицы, напечатанные вопросы к заданию №3, чистые листы бумаги.

Игра: «Марафон»

Предварительная подготовка к игровым действиям:

1. Класс делится на 4 группы, соответственно  расставляются столы в кабинете.
2. На доске вычерчивается таблица итогов.
3. На стол каждой команде необходимо положить географический атлас 7 класса, 2 чистых листа бумаги, цветные карандаши..

Организационный момент:

1. Выяснение темы урока:

– Ребята,  вот уже несколько уроков подряд мы изучаем один материк. Какой? (Южная Америка)
– Какие темы мы уже прошли? (Ответы детей)
– Как вы думаете, какая тема будет у нашего урока сегодня?

2. Создание настроя на игровую деятельность:

– Как вы думаете, почему парты расставлены таким образом? (Работа по группам)
– Есть такой девиз: «Один за всех и все – за одного». Подойдёт ли он для нашего урока?
– Сегодня мы проведём урок в форме игрового марафона.

3. Обсуждение целей урока.

– Исходя из темы урока, какие цели мы будем «преследовать»? (Ответы учащихся)

4. Условия игры:

Команды выполняют задания, за которые получают баллы. Баллы заносятся в таблицу на доске.
По итогам игры будут выставлены оценки каждой команде. Никто с урока без оценки не уйдёт

ХОД ИГРЫ

1 тур – РАЗМИНКА

Задание: Каждой команде задаётся по 10 вопросов, ответом являются слова «да» или «нет». За правильные ответы начисляется по 1 баллу, итого можно набрать 10 баллов.

Вопросы:

  • Средиземное море омывает Южную Америку – нет.
  •  На материке находится полуостров Кейп – Йорк – нет.
  •  Анаконда обитает в сельве – да.
  • Самая большая пустыня находится в Южной Америке – нет.
  • Пампа – это высокотравная степь – да.
  • Большую часть Амазонской низменности занимает кампос – нет.
  • Гуано – это медная руда – нет.
  • Гуанако один из видов безгорбых верблюдов сохранившихся в Андах - да.
  • Столица Аргентины – Рио-де-Жанейро – да.
  • Эльдорадо – это страна с большим богатством – да.
  • Льянос находится на Бразильском плоскогорье - нет.
  • Материку дал название Х. Колумб – нет.
  • Водопад Игуасу находится на Бразильском плоскогории – да.
  • Озеро Марокайбо имеет котловину лагунного происхождения – да.
  • Атлантика приносит больше осадков на материк чем Тихий океан – да.
  • Карибское море омывает материк на юге – нет.
  • Анды располагаются в восточной части материка – нет.
  • Самый главный климатический фактор – географическая широта – да.
  • Эстуарий – это вид озёрной котловины на материке – нет.
  • Самый большой остров Южной Америки – Огненная Земля – да.
  • На природу гор оказывает влияние Перуанское течение – да.
  • Самый высокий водопад открыл лётчик – да.
  • Аргентина специализируется на производстве зерна – да.
  • Виктория регия может выдержать на своём листе человека массой тела 100кг. – нет.
  • Когда-то лама была домашним животным инков – да.
  • В саванне Южной Америки водятся слоны – нет.
  • Гора Ильямпу является самой высокой точкой материка – нет.
  • Бразилия славится своими карнавалами – да.
  • Самой жаркой пустыней материка является – Атакама – да.
  • Арика самое влажное место на материке – нет.
  • На территории Рио-де-Жанейро находится гора Сахарная голова – да.
  • Географическая область Патагония находится на севере материка – нет.
  • Родина кофе – Бразилия – нет.
  • Пончо – это любимая еда инков – нет.
  • Панамский перешеек искусственно создан человеком – нет.
  • Коста – это название побережья в Перу – да.
  • Пираньи обитают в одиночку – нет.
  • Фазенда – это поместье рабовладельца – да.
  • Амазонка является самой длинной рекой на Земле – нет.
  • Плод какао весит 600гр. – да.

2 тур – СМЕКАЛИСТЫХ

Задание: Необходимо определить зашифрованное слово в диаграмме по данным словам и заполнить карточку до конца. Каждое дополнительное слово, вписанное в карточку оценивается в 1 балл, а зашифрованное слово в 5 баллов. Итого команда может набрать 9 баллов.

Ответы:

  •  Сельва: ярусный лес, ЛЕНИВЕЦ, анаконда, Т.л.+24, Т.з.+24, ОРХИДЕЯ, Амазонская низменность, МОХОГОНИЯ.
  •  Анды: новая складчатость, ПЕРУ, Аконкагуа, ГУАНО, вулканы, СЕРЕБРО, инки.
  •  Пампа: АРГЕНТИНА, вискача, поля пшеницы, ГАУЧО, опоссум, пампасский олень, Т.л.+24+32, Т.з.+8.
  •  Умеренный климатический пояс: ПАТАГОНИЯ, западный перенос, осадков более 1000мм. год. МЫС ФРОУАРД, Т.л.+16, Т.з.-8-16, пастбища овец, морозы.

(ответы могут быть другими соответственно зашифрованному слову)

3 тур – ПРИЧИННЫЙ

Задание: Ребята должны установить причинно следственные связи. Правильно установленные и объяснённые связи оцениваются в 5 баллов. Каждая команда поучает одно задание, время подготовки 3  минуты, дети могут использовать атлас.

  • Почему в Андах часты землетрясения?
  • Почему на побережье Тихого океана сформировалась пустыня Атакама?
  • Почему на побережье Атлантического океана городов больше чем на побережье Тихого океана?
  • Почему лама имеет густую шерсть, хотя обитает в районе экватора?

4 тур – ТУРИСТИЧЕСКИЙ

Задание: Команды создают туристический маршрут для своих друзей, состоящий из 4 пунктов пребывания. Каждый из пунктов это интересное с географической стороны место. Ребята объясняют, почему выбрали именно это место и что интересного они смогли бы показать друзьям здесь. Этот конкурс можно оценить по 5 балльной системе. Как показывает практика, все команды стараются выполнить его интересно и одинаковых ответов практически не бывает. Конкурс по времени самый затратный примерно около 10 минут.

5 тур – ТАБЛИЧНЫЙ

Задание: Команды заполняют таблицу, после чего осуществляется взаимопроверка. В таблице необходимо указать местообитание животных и растений. Каждый правильно указанный факт оценивается в 1 балл. (Можно уменьшить количество объектов)

Растения и животные Место обитания Чем интересен объект
1.Иерба    
2. Пиранья    
3. Пшеница    
4. Капибара    
5. Гуанако    
6. Страус нанду    
7. Пампасская трава    
8. Броненосец    
9. Араукария    
10. Колибри    

6 тур – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Задание: Команды должны изобразить «герб» одной из форм рельефа материка. Можно чтобы все изображали «герб» одного объекта, а можно разных в зависимости от класса. Оценивается конкурс 5 баллов. (Можно это задание было дать как домашнюю работу  при подготовке к уроку, но тогда класс необходимо поделить на группы заранее)

Подведение итогов

По таблице на доске подсчитать сумму баллов. Выставить оценки, полученные за урок.

Домашним заданием является подготовка к зачетному уроку.