Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Южная Америка»».
Цели:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме природа и население Южной Америки.
- Совершенствовать умения учащихся обобщать материал и делать выводы, решать проблемные ситуации.
- Развивать коммуникативную культуру и эмоциональную сферу учащихся через создание ситуации успеха.
- Практически применить знания по данной теме.
- Воспитание взаимовыручки и поддержки товарища, взаимопонимания внутри группы.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Дидактический метод: игра.
Оборудование: географические атласы для 7 класса, диаграммы, таблицы, напечатанные вопросы к заданию №3, чистые листы бумаги.
Игра: «Марафон»
Предварительная подготовка к игровым действиям:
1. Класс делится на 4 группы, соответственно
расставляются столы в кабинете.
2. На доске вычерчивается таблица итогов.
3. На стол каждой команде необходимо положить
географический атлас 7 класса, 2 чистых листа
бумаги, цветные карандаши..
Организационный момент:
1. Выяснение темы урока:
– Ребята, вот уже несколько уроков подряд мы
изучаем один материк. Какой? (Южная Америка)
– Какие темы мы уже прошли? (Ответы детей)
– Как вы думаете, какая тема будет у нашего урока
сегодня?
2. Создание настроя на игровую деятельность:
– Как вы думаете, почему парты расставлены
таким образом? (Работа по группам)
– Есть такой девиз: «Один за всех и все – за
одного». Подойдёт ли он для нашего урока?
– Сегодня мы проведём урок в форме игрового
марафона.
3. Обсуждение целей урока.
– Исходя из темы урока, какие цели мы будем «преследовать»? (Ответы учащихся)
4. Условия игры:
Команды выполняют задания, за которые получают
баллы. Баллы заносятся в таблицу на доске.
По итогам игры будут выставлены оценки каждой
команде. Никто с урока без оценки не уйдёт
ХОД ИГРЫ
1 тур – РАЗМИНКА
Задание: Каждой команде задаётся по 10 вопросов, ответом являются слова «да» или «нет». За правильные ответы начисляется по 1 баллу, итого можно набрать 10 баллов.
Вопросы:
- Средиземное море омывает Южную Америку – нет.
- На материке находится полуостров Кейп – Йорк – нет.
- Анаконда обитает в сельве – да.
- Самая большая пустыня находится в Южной Америке – нет.
- Пампа – это высокотравная степь – да.
- Большую часть Амазонской низменности занимает кампос – нет.
- Гуано – это медная руда – нет.
- Гуанако один из видов безгорбых верблюдов сохранившихся в Андах - да.
- Столица Аргентины – Рио-де-Жанейро – да.
- Эльдорадо – это страна с большим богатством – да.
- Льянос находится на Бразильском плоскогорье - нет.
- Материку дал название Х. Колумб – нет.
- Водопад Игуасу находится на Бразильском плоскогории – да.
- Озеро Марокайбо имеет котловину лагунного происхождения – да.
- Атлантика приносит больше осадков на материк чем Тихий океан – да.
- Карибское море омывает материк на юге – нет.
- Анды располагаются в восточной части материка – нет.
- Самый главный климатический фактор – географическая широта – да.
- Эстуарий – это вид озёрной котловины на материке – нет.
- Самый большой остров Южной Америки – Огненная Земля – да.
- На природу гор оказывает влияние Перуанское течение – да.
- Самый высокий водопад открыл лётчик – да.
- Аргентина специализируется на производстве зерна – да.
- Виктория регия может выдержать на своём листе человека массой тела 100кг. – нет.
- Когда-то лама была домашним животным инков – да.
- В саванне Южной Америки водятся слоны – нет.
- Гора Ильямпу является самой высокой точкой материка – нет.
- Бразилия славится своими карнавалами – да.
- Самой жаркой пустыней материка является – Атакама – да.
- Арика самое влажное место на материке – нет.
- На территории Рио-де-Жанейро находится гора Сахарная голова – да.
- Географическая область Патагония находится на севере материка – нет.
- Родина кофе – Бразилия – нет.
- Пончо – это любимая еда инков – нет.
- Панамский перешеек искусственно создан человеком – нет.
- Коста – это название побережья в Перу – да.
- Пираньи обитают в одиночку – нет.
- Фазенда – это поместье рабовладельца – да.
- Амазонка является самой длинной рекой на Земле – нет.
- Плод какао весит 600гр. – да.
2 тур – СМЕКАЛИСТЫХ
Задание: Необходимо определить зашифрованное слово в диаграмме по данным словам и заполнить карточку до конца. Каждое дополнительное слово, вписанное в карточку оценивается в 1 балл, а зашифрованное слово в 5 баллов. Итого команда может набрать 9 баллов.
Ответы:
- Сельва: ярусный лес, ЛЕНИВЕЦ, анаконда, Т.л.+24, Т.з.+24, ОРХИДЕЯ, Амазонская низменность, МОХОГОНИЯ.
- Анды: новая складчатость, ПЕРУ, Аконкагуа, ГУАНО, вулканы, СЕРЕБРО, инки.
- Пампа: АРГЕНТИНА, вискача, поля пшеницы, ГАУЧО, опоссум, пампасский олень, Т.л.+24+32, Т.з.+8.
- Умеренный климатический пояс: ПАТАГОНИЯ, западный перенос, осадков более 1000мм. год. МЫС ФРОУАРД, Т.л.+16, Т.з.-8-16, пастбища овец, морозы.
(ответы могут быть другими соответственно зашифрованному слову)
3 тур – ПРИЧИННЫЙ
Задание: Ребята должны установить причинно следственные связи. Правильно установленные и объяснённые связи оцениваются в 5 баллов. Каждая команда поучает одно задание, время подготовки 3 минуты, дети могут использовать атлас.
- Почему в Андах часты землетрясения?
- Почему на побережье Тихого океана сформировалась пустыня Атакама?
- Почему на побережье Атлантического океана городов больше чем на побережье Тихого океана?
- Почему лама имеет густую шерсть, хотя обитает в районе экватора?
4 тур – ТУРИСТИЧЕСКИЙ
Задание: Команды создают туристический маршрут для своих друзей, состоящий из 4 пунктов пребывания. Каждый из пунктов это интересное с географической стороны место. Ребята объясняют, почему выбрали именно это место и что интересного они смогли бы показать друзьям здесь. Этот конкурс можно оценить по 5 балльной системе. Как показывает практика, все команды стараются выполнить его интересно и одинаковых ответов практически не бывает. Конкурс по времени самый затратный примерно около 10 минут.
5 тур – ТАБЛИЧНЫЙ
Задание: Команды заполняют таблицу, после чего осуществляется взаимопроверка. В таблице необходимо указать местообитание животных и растений. Каждый правильно указанный факт оценивается в 1 балл. (Можно уменьшить количество объектов)
Растения и животные | Место обитания | Чем интересен объект |
1.Иерба | ||
2. Пиранья | ||
3. Пшеница | ||
4. Капибара | ||
5. Гуанако | ||
6. Страус нанду | ||
7. Пампасская трава | ||
8. Броненосец | ||
9. Араукария | ||
10. Колибри |
6 тур – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
Задание: Команды должны изобразить «герб» одной из форм рельефа материка. Можно чтобы все изображали «герб» одного объекта, а можно разных в зависимости от класса. Оценивается конкурс 5 баллов. (Можно это задание было дать как домашнюю работу при подготовке к уроку, но тогда класс необходимо поделить на группы заранее)
Подведение итогов
По таблице на доске подсчитать сумму баллов. Выставить оценки, полученные за урок.
Домашним заданием является подготовка к зачетному уроку.