Цели:
- психопрофилактика возможных трудностей в общении родителей с подростком;
- повышение культуры внутрисемейных отношений;
- снижение уровня конфликтности в семье через общение.
Время проведения: 40–60 мин.
Количество участников: желательно не более 12 человек.
Необходимые материалы: маркеры, ручки, бумага, ватман, проектор, экран.
Требования к помещению: желательно просторное помещение с возможностью передвижения мебели.
План:
- Вводная: самопрезентация участника.
- Разбивка на группы (2 – 3 группы по 4 человека)
Каждая группа обсуждает следующий вопрос:
- Какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети и родители?
- Что для вас важно в семейных отношениях?
- Что значит «хорошая семья»?
- Что значит быть ответственным в семейных отношениях?
- Как можно разделить ответственность в семейных отношениях?
- До какого времени дети остаются детьми?
- Какие вопросы Вам трудно было обсуждать?
- Обсуждение работы групп.
- Презентация «Принципы позитивного воспитания»
Презентация. Слайд 1. Типы родительского отношения: диктат, попустительство, опека, сотрудничество.
– семейный диктат (систематическое подавление
инициативы и чувства собственного достоинства
ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех
потребностей ребенка, ограждение от трудностей,
забот, усилий);
– попустительство (уклонение от активного
участия в воспитании ребенка, пассивность,
признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношение взаимного уважения,
совместное переживание радостей, горя и т.д.).
Презентация. Слайд 2. Основные типы неправильного воспитания в семье
Безнадзорность, бесконтрольность:
когда родители излишне заняты своими делами и не
уделяют должного внимания детям.
Результат: поиск увеселений, попадание
под влияние уличных компаний
Презентация. Слайд 3.
Гиперопека – жизнь ребенка находится
под бдительным и неустанным надзором, он слышит
все время строгие приказания, многочисленные
запреты.
Результат: Ребенок становится
нерешительным, боязливым, неуверенным в своих
силах, не умеет постоять за себя, за свои
интересы.
Презентация. Слайд 4. «Золушка»
Эмоциональная отверженность, безразличие,
холодность со стороны родителей
Результат: появляются неврозы,
чрезмерная чувствительность к невзгодам или
озлобленность.
Презентация. Слайд 5. Жесткое воспитание
За малейшую провинность ребенка сурово
наказывают.
Результат: Ребенок растет в постоянном
страхе.
Страх – источник пороков (жестокость,
озлобленность, приспособленчество,
угодничество).
Презентация. Слайд 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
С малых лет ребенку внушается мысль, что он
обязательно должен оправдать многочисленные
честолюбивые надежды родителей или же на него
возлагаются недетские непосильные заботы.
Результат: невротические срывы, трудные
взаимоотношения со сверстниками, навязчивые
страхи, постоянная тревога за благополучие свое
и близких.
Презентация. Слайд 7. Задачи семьи:
- Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.
- Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
- Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.
- Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
- Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Презентация. Слайд 8. Принципы позитивного воспитания:
- понимать потребность ребенка в принадлежности;
- взаимное уважение;
- любить и принимать его таким, какой он есть;
- последовательность воспитательных воздействий;
- правильное построенное общение;
- использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Презентация. Слайды 9 – 33. Послание воды: тайные коды кристаллов льда» – исследования японского ученого Масару Эмото.
Анкетирование: Какой Вы родитель?
Какой Вы родитель?
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала?!
- И в кого ты такой уродился?!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похожа?!
- Я в твое время!
- Ты моя опора и помощница (к).
- Ну, что за друзья у тебя?!
- О чем ты только думаешь?!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
- – 2
- – 1
- – 1
- – 1
- – 1
- – 2
- – 2
- – 1
- – 2
- – 2
- – 1
- – 1
- – 2
- – 1
5 – 8 баллов – вы живете с ребенком
душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения
способствует становлению его личности
9 – 10 баллов – вы непоследовательны
в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не
всегда с вами откровенен.
11 – 12 баллов – вам необходимо быть с
ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него
авторитетом, но, согласитесь, авторитет не
заменит любви.
13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что
идете по неверному пути. Между вами и ребенком
существует недоверие. Пока не поздно,
постарайтесь уделять больше внимания,
прислушивайтесь к его словам.
Рефлексия: Что вы получили от сегодняшнего занятия?
- 1 группа
- Какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети и родители?
- Что для вас важно в семейных отношениях?
- 2 группа
- Что значит «хорошая семья»?
- Что значит быть ответственным в семейных отношениях?
- 3 группа
- Как можно разделить ответственность в семейных отношениях?
- До какого времени дети остаются детьми?
Анкетирование
Внимательно прочитайте перечисленные ниже
утверждения и оцените степень согласия с ними.
Для этого необходимо обвести ниже каждого
выражения одну цифру, которая означает ответ,
соответствующий Вашей точке зрения.
4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно
сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не
согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно
назвать дружным.
4 3 2
1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок
чувствует себя комфортно.
4 3 2
1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к
нашему ребенку.
4 3 2
1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в
контактах с администрацией и учителями нашего
ребенка.
4 3 2
1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший
классный руководитель.
4 3 2
1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в
учебе нашего ребенка.
4 3 2
1 0
Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними
заданиями.
4 3 2
1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности
нашего ребенка.
4 3 2
1 0
В школе проводятся мероприятия, которые полезны
и интересны нашему ребенку.
4 3 2
1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции,
где может заняться наш ребенок.
4 3 2
1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные
знания.
4 3 2
1 0
В школе заботятся о физическом развитии и
здоровье нашего ребенка.
4 3 2
1 0
Учебное заведение способствует формированию
достойного поведения ребенка.
4 3 2
1 0
Администрация и учителя создают условия для
выявления и развития способностей нашего
ребенка.
4 3 2
1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к
самостоятельной жизни.
4 3 2
1 0
Обработка результатов теста:
Удовлетворительность родителей работой школы
(У) определяется как частное от деления общей
суммы баллов всех ответов родителей на общее
количество ответов.
У = 3 или У> 3 высокий уровень
удовлетворительности, 2 < У< 3 средний уровень
удовлетворительности, У < 2 низкий уровень
удовлетворительности