Ход мероприятия
1. Кроссворд.
1 К |
И |
Т |
А |
Й |
2 Н |
Е |
Ф |
Т |
Ь |
3 И |
Н |
Д |
И |
Я |
4 Г |
Р |
О |
З |
А |
5 А |
Р |
Т |
Е |
К |
“1) Страна с самым большим населением мира.
2) Полезное ископаемое, из которого получают топливо для многих видов транспорта.
3) Большая страна в Южной Азии, похожая на треугольник.
4) Явление природы, вызывавшее в древности страх у людей.
5) Пионерский лагерь на берегу Чёрного моря”.
- Какое слово получилось в первом вертикальном ряду? (Книга) Наша игра будет посвящена книгам.
2. Задание для первой тройки.
В детской библиотеке обычно два отделения: одно из них называется – читальный зал.
“Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.
Вы спросите – почему?
Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.
В читальном зале должно быть тихо.
В читальном зале тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры,- В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать, - Фантазировать, мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса! Смотрит в книгу мальчик справа – |
Путешествует в Варшаву, Октябрёнку у окна Вся галактика видна, Две девчонки-синеглазки Перечитывают сказки, И на розовом коне Мчат при солнце и луне. Все сидят в читальном зале, Но мечтой умчались в дали. И, конечно, тишина Здесь особенно нужна. А.Н. Спаль |
Когда ребята приходят сюда всем классом, библиотекарь читает им сказки, показывает диафильмы, проводит литературные игры и соревнования”. И сюда же на встречу могут прийти создатели книги. Это писатели, художники, редакторы. А также артисты с выступлениями.
Но мой вопрос о другом отделении библиотеки.
У него много значений. В библиотеке это слово означает место, где выдают книги на дом.
“На несколько дней книга – ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь.
В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам.
А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку и попросите продлить срок.
Уезжая на каникулы, не забудьте вернуть книги в библиотеку”.
Итак, вопрос: В детской библиотеке два отделения, одно – читальный зал, а другое обозначает место, где выдают книги на дом. Назовите это слово. (Абонемент)
“Забывчивые читатели были во все времена.
В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга “Учись вязать и вышивать”. Читательница так увлеклась ею, что держала 43 года.
Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через… 300 лет!
Лучше поздно, чем никогда!”
3. Задание для второй тройки.
Сказки и былины пришли к нам из далёкой древности. Некоторым из них уже больше тысячи лет.
“Как же не забылись они за это время? Как дошли до нас былины о великих богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, новгородском гусляре Садко и хлебопашце Микуле Селяниновиче? А сказки про глупого царя и царскую дочку, льющую слёзы в три ручья, про злого Змея Горыныча и коварного Соловья-разбойника, про смелого и умелого, гораздого на всякие выдумки крестьянского сына или бесстрашного Ивана-царевича?
С давних пор родители рассказывали их своим детям, те потом – своим, и так целые века. Примерно 200 лет назад былины, народные сказки, песни, пословицы, поговорки и загадки стали записывать и издавать, чтобы каждый мог их прочитать”.
Вопрос: Обычно эти книги ставят на отдельную полку, на которой написано слово, которое обозначает – устное народное творчество. Назовите это слово. (Фольклор)
Каких размеров самая маленькая и самая большая в мире книги?
“Самая большая книга увидела свет в позапрошлом веке, в 1832 году, в Лондоне. Называется она “Пантеон английских героев”. Её высота 5,7м, ширина – 3,7м. Размер букв 15см. Самая маленькая – “Муравейчики” отпечатана в 1980г. в Японии. Её размер – 1,4?1,4 см”.
4. Задание для третьей тройки.
“Ни один человек не может прочитать всех книг, которые издаются в нашей стране и тем более – в мире. Значит, нужно уметь выбрать самое необходимое и интересное. Это умение придёт, если вы узнаете секрет “золотого ключика”.
В каждой библиотеке есть такой ключ к книгам”. “Это слово в переводе с древнегреческого означает перечень.
В нём
Найдёшь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звёздах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
С. Маршак.
Для вас и ваших ровесников составлен специальный перечень книг, которые вам будет полезно и занимательно прочесть. Он так и называется: “Что нам читать?”
Перечень состоит из карточек. На каждой – фамилия автора книги, её название, фамилия художника, город, где она издана, год выпуска. На некоторых карточках есть и картинка из книги и краткий рассказ о ней – аннотация”.
Вопрос: Как же по-другому называется этот перечень? (Каталог)
“Тысячу лет назад тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывала около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провёл в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причём верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог”.
5. Задание для финалистов.
“В древнем Египте это место называлось красиво: “Аптека души”, “Приют мудрости” или “Дом жизни”, но пользоваться им могли только богатые знатные люди, фараоны и жрецы храмов. Для простого народа вход туда был закрыт”.
Вопрос: Вспомните современное название этого места. (Библиотека)
Чтение учениками стихотворения С.Я. Маршака “Книжка про книжки”.