Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

Разделы: Биология


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.
  3. Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.  
  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу по заданиям.
  5. Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.
  6. Развивать желание познавать животный мир.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • презентация,
  • раздельный материал «Раковины брюхоногих моллюсков» (по одному на парту)
  • Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология: Животные. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М.:Мнемозина, 2008
  • И.М. Гуфельд. Зоология 7 класс:  Рабочая тетрадь, 1997

План урока:

I.Организационный момент и мотивация деятельности учащихся.

Проверка знаний по теме «Общая характеристика моллюсков»:

1. 1-2 ученика выполняют тест на компьютере. В это время 1-2 ученика рассказывают у доски общую характеристику моллюсков (из параграфа 15  учебника).

2. Фронтальная работа по интерактивной схеме «Строение систем органов моллюсков» и тренажеру «Системы органов моллюсков».

II. Изучение нового материала.

1. Актуализация темы, цель урока (установка учителем актуальности темы и обозначение проблемного вопроса урока. Запись учащимися темы урока и домашнего задания. Слайды 1-2, презентация).

2. Характерные особенности брюхоногих моллюсков. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам:  слайд 3 – число видов улиток; слайды 4-12 – среда обитания улиток; слайды 13-15 – строение тела.  Работа с раздаточным материалом «Раковины брюхоногих моллюсков» (учащиеся рассматривают раковины брюхоногих моллюсков под номерами, указанными на слайде 16 -  раковины брюхоногих моллюсков). Слайд  17 – органы дыхания и специализация питания).

Динамическая пауза.

3. Строение и образ жизни прудовика обыкновенного, виноградной улитки и слизня полевого. (Самостоятельная работа по вариантам: прочитать и рассказать текст учебника на странице 64-65 о строении и образе жизни брюхоногих моллюсков. Рассказ учащихся. Обсуждение вопроса: что общего в строении изученных моллюсков. Слайды 19-20).

4. Морские моллюски: хищные улитки конус и мурекс, планктонное брюхоногое – морской ангел. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: 21-23).

5. Связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. (Фронтальное обсуждение проблемного вопроса: какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. Запись учащимися черт приспособленности к среде обитания брюхоногих моллюсков. Слайды 24 – 25.)

6. Значение улиток в природе. (Рассказ-беседа. Слайд 26.)

7. Значение улиток в жизни человека. (Рассказ-беседа. Слайд 27. Самостоятельная работа по заданию: из статьи «Знаете ли Вы?» на с 45 рабочей тетради найти ответ на вопрос, какое значение в жизни человека имеют моллюски каури и мурекс. Слайд 28 – 29.)

III. Закрепление изученного материала (беседа по вопросам: слайд 30. Выполнение теста с последующим самооцениванием: слайды 31-32).

IV. Итог урока, оценки за урок.