Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.
- Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу по заданиям.
- Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.
- Развивать желание познавать животный мир.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- презентация,
- раздельный материал «Раковины брюхоногих моллюсков» (по одному на парту)
- Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология: Животные. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М.:Мнемозина, 2008
- И.М. Гуфельд. Зоология 7 класс: Рабочая тетрадь, 1997
План урока:
I.Организационный момент и мотивация деятельности учащихся.
Проверка знаний по теме «Общая характеристика моллюсков»:
1. 1-2 ученика выполняют тест на компьютере. В это время 1-2 ученика рассказывают у доски общую характеристику моллюсков (из параграфа 15 учебника).
2. Фронтальная работа по интерактивной схеме «Строение систем органов моллюсков» и тренажеру «Системы органов моллюсков».
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация темы, цель урока (установка учителем актуальности темы и обозначение проблемного вопроса урока. Запись учащимися темы урока и домашнего задания. Слайды 1-2, презентация).
2. Характерные особенности брюхоногих моллюсков. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: слайд 3 – число видов улиток; слайды 4-12 – среда обитания улиток; слайды 13-15 – строение тела. Работа с раздаточным материалом «Раковины брюхоногих моллюсков» (учащиеся рассматривают раковины брюхоногих моллюсков под номерами, указанными на слайде 16 - раковины брюхоногих моллюсков). Слайд 17 – органы дыхания и специализация питания).
Динамическая пауза.
3. Строение и образ жизни прудовика обыкновенного, виноградной улитки и слизня полевого. (Самостоятельная работа по вариантам: прочитать и рассказать текст учебника на странице 64-65 о строении и образе жизни брюхоногих моллюсков. Рассказ учащихся. Обсуждение вопроса: что общего в строении изученных моллюсков. Слайды 19-20).
4. Морские моллюски: хищные улитки конус и мурекс, планктонное брюхоногое – морской ангел. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: 21-23).
5. Связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. (Фронтальное обсуждение проблемного вопроса: какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. Запись учащимися черт приспособленности к среде обитания брюхоногих моллюсков. Слайды 24 – 25.)
6. Значение улиток в природе. (Рассказ-беседа. Слайд 26.)
7. Значение улиток в жизни человека. (Рассказ-беседа. Слайд 27. Самостоятельная работа по заданию: из статьи «Знаете ли Вы?» на с 45 рабочей тетради найти ответ на вопрос, какое значение в жизни человека имеют моллюски каури и мурекс. Слайд 28 – 29.)
III. Закрепление изученного материала (беседа по вопросам: слайд 30. Выполнение теста с последующим самооцениванием: слайды 31-32).
IV. Итог урока, оценки за урок.