Цели:
- Развитие творческих способностей, внимательность, четкость, повысить чувство цветовой гармонии, воспитание точности и аккуратности.
- Необходимые материалы: бисер, нитка, жилка, иголка,
Ход урока
I. Сообщение познавательных сведений.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности творческого поиска. Первыми и сразу полюбившимися человечеству украшениями из бисера стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя в древности. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времен.
Родиной бисера считается Древний Египет, где из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла совершенствовался, к бусины становились все мельче и мельче. Так появился бисер. А само слово "бисер" произошло от арабского "буера", что означает бусинки с отверстиями. Он был хорошо известен в Античном мире и у некоторых народов даже служил меновой монетой. В Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой и приписывали ему свойства оберега. Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались – за их разглашение полагалась смертная казнь. Особой интенсивностью производство бисера отличалось в XV – начале XVI веков.
В Египте и Индии бусами украшали одежду, шею, руки, ноги – да, впрочем, все, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее.
Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И.Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля “стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”. Различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название “французские обои”. Этими “обоями” был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина П. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские головные уборы. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Жемчужное шитье известно на Руси еще с X века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над поверхностью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
К началу XIX века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы – бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.
Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительностью, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В XI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства – иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других российских музеях.
На современном этапе развитие бисерного рукоделия идет в двух направлениях. Прежде всего - это изучение его возможностей материала, и естественно возникающая отсюда тяга к освоению традиций, внимание к национальным особенностям. Второе направление – экспериментальное. Поиск новых форм, совершенствование уже известных технических приемов и разработка новых комбинаций приводят к неожиданным художественным находкам и дают интересные результаты.
В последнее время бисероплетение – старейший вид рукоделия занял определенное место в современной моде. Богатейшая цветовая гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Колье и серьги, пояски и брошки, шапочки и браслеты, заколки и сумочки в сочетании с натуральными камнями, жемчугом и янтарем придают внешнему виду оригинальность и неповторимость.
В новых коллекциях украшений дизайнеры соединили бисерное плетение, стеклярус и перья. Плюс масса различных сумочек, вышитых и оплетенных бисером. Модельеры советуют вместе с сумочкой, вышитой бронзовым или золотистым бисером надевать ювелирные украшения того же цвета. Иначе впечатление от вашего внешнего вида будет испорчено. Фенди, создавая коллекцию бисерных и драгоценных сумочек, говорила: "Не смешайте ваши металлы".
II. Техника безопасности при работе с иголкой:
- Работать аккуратно, чтобы не уколоть палец.
- Во время работы вкалывать иголку в подушечку;
- Не оставлять иголку на рабочем месте;
- Запрещается работать на мягких стульях, на кресле или на диване.
III. Практическая часть урока.
1. Деталь "Спираль с зубцами". Начало работы показано на рис. 1: наберите 1 стеклярус, 5 бисеринок, пропустите иглу через 4-ю бисеринку, затяните. Наберите еще 5 бисеринок, протяните иглу через стеклярус наверх. "Наберите 1 бисеринку, 1 стеклярус, выведите иглу через 3-ю бисеринку. Наберите 4 бисеринки, выведите иглу через 3-ю из них. Добавьте 5 бисеринок и пропустите иглу вверх через стеклярус*. Повторяйте описанную последовательность от * до *, пока не получится спираль нужной длины (рис. 2). Начало спирали можно закрепить. Дня этого на начало нити наберите 1 соединительную бисеринку и проведите нить через все соединительные бисеринки на верхней кромке, слегка стянув их. Закрепите первый зубец спирали на верхней кромке. Чтобы конец спирали не закручивался, по верхней кромке набирайте по 2 бисеринки вместо одной.
2. Деталь "Цветок с зубцами" выполняется на основе "спирали", которая показана на схеме. Соберите спираль такой длины, чтобы ее можно было свернуть в кольцо (рис. За), концы спирали соедините, как показано на рисунке. Если серединка цветка выворачивается, стяните все соединительные бисеринки. В завершение заполните серединку бусиной и бисером (рис. 3 б).
3. Деталь "Листик с зубцами". Начало работы показано на рис. 4а: наберите 1 стеклярус, 6 бисеринок, пропустите иглу через 5-ю бисеринку, затяните. Наберите еще 5 бисеринок, протяните иглу через стеклярус наверх. "Наберите 1 бисеринку, 1 стеклярус, выведите иглу через 3-ю бисеринку. Наберите 5 бисеринок, выведите иглу через 4-ю из них. Добавьте 5 бисеринок и пропустите иглу вверх через стеклярус*. Повторите от * до * еще раз. Наберите 1 бисеринку и выведите иглу через стеклярус и 3-ю бисеринку 3-го зубца вниз - готова левая половинка листика (рис. 4 б). Наберите 4 бисеринки, выведите иглу в 3-ю из них, подтяните. Добавь *е 3 бисеринки и 1 стеклярус, протяните иглу через последнюю соединительную бисеринку в верхней кромке -получился уголок (рис. 4 в).
Далее собирайте правую половинку листика аналогично левой (рис. 4 г – 4 д), стороны листика соедините.
4. Деталь "Цепочка из листиков". Соберите листик согласно рис. 4, украсив его уголок и середину бусинами. Выведите нить по ходу низания через бусину в уголке листика (рис. 5 а) – эта бусина станет серединой следующего листика. Точно так же соберите второй листик, украсив уголок бусиной (рис. 5 б, 5 в, 5 г). Закончите листик, пропустив нить через бусину в середине второго листика – получилась цепочка из 2-х листиков (рис. 5 д) и т. д. Чтобы листики не вращались, их можно соединить низками бисера, пропущенными через зубцы.
IV. Заключительная часть урока.
- Анализировать качество выполняемый работы;
- отметит ошибки;
- выявить творчески отделяющихся учащихся;
- выставление оценок.
Используемая литература:
- Учебник технологии для 7 класса.
- Журнал Ксюша, 2002 г.