Цель.
- Повторить темы: «Графы», «Правило «если - то»; высказывания; схемы рассуждений», «Множества».
- Закрепить полученные представления:
- о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств;
- о бистинности высказываний;
- о графах и путях в графах;
- о правилах «если - то» и схемах рассуждений.
- Закрепить умения:
- определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
- определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»;
- строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами;
- строить и описывать пути в графах;
- выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»;
- определять правила «если - то» и ситуации, в которых можно или нельзя сделать вывод с помощью такого правила;
- составлять схемы рассуждений из правил «если - то» и делать выводы с их помощью.
- Развивать логическое мышление учащихся, внимание.
- Воспитывать интерес к учебному предмету, аккуратность.
- Подготовить детей к выполнению конкретной контрольной работы.
Оборудование:
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
- магнитофон, запись музыки для физкультминутки;
- учебник-тетрадь А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах. 4 класс. 2-ая часть», ручка, карандаш, резинка у каждого учащегося;
- распечатанные карточки на каждого ученика: 1) монолог Винни-Пуха, 2) схема рассуждений для заполнения высказываниями по этому монологу; 3) готовая схема рассуждений для определения выводов;
- компьютерная презентация к уроку;
- отрывок из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости»;
- фишки для самооценки.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Объявление темы и цели урока, правил оценивания своих ответов. (Параллельная работа по презентации (Приложение1))
III. Повторение темы «Графы».
1. Актуализация опорных знаний.
- из чего состоят графы? (Вершины, рёбра.)
- что могут обозначать вершины? (Числа, слова, буквы, предметы, существа, города и т. д.)
- что могут обозначать рёбра графа? (Отношения, связи между числами, словами и т. д.)
- когда на графах нужны рёбра со стрелками? (Когда важно указать направление.)
- приведите примеры. (Кто-то куда-то едет, кому-то помогает, какое-то слово (число) получается из другого и т. д.)
- как описать путь от одной вершины графа к другой? (Перечислить по порядку обозначения вершин.)
2. Работа в тетради (к/р №3, 1-ый вариант, 2-ое задание) и на компьютере.
- вместе читаем задание (задание на экране и в тетрадях).
- покажите все улицы. (1 ученик за компьютером, остальные выполняют работу в тетрадях самостоятельно. Учитель проверяет работу.)
- покажите путь волка. (2-ой ученик за компьютером.)
- покажите путь зайца. (3-ий ученик за компьютером.)
- что необходимо для того, чтобы правильно указать путь? (Перечислить по порядку обозначения вершин.)
- опишите путь волка? (ФАРШ) Путь зайца? (ШАРФ)
3. Самостоятельная работа (продолжение к/р №3, 1-ый вариант, 2-ое задание).
- постройте графы улиц по заданиям.
- сверьте свои графы с графами на экране.
- нужны ли здесь стрелки? (Нет.) Почему? (Потому, что здесь не указывается направление, а показываются пути, по которым проходили или не проходили заяц и волк.)
IV. Повторение темы «Правило «если - то»; высказывания; схемы рассуждений».
1. Работа по отрывку из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости».
- Посмотрите отрывок из мультфильма. По монологу Винни-Пуха вам надо будет составить правила «если - то». (Просмотр отрывка). (Приложение2)
- На розовом листочке монолог Винни-Пуха.
— Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то дыра — это нора. — А нора — это кролик. — А кролик — это подходящая компания. — А подходящая компания — это такая компания, где нас могут чем-нибудь угостить. |
Попробуйте составить правила «если - то», которые использует Винни-Пух в своём рассуждении. (Монолог и на экране.)
( 1) Если это — дыра, то это — нора.
2) Если это — нора, то это — кролик.
3) Если это — кролик, то это — подходящая компания.
4) Если это — подходящая компания, то нас могут чем-нибудь угостить.)
- По этим правилам на голубых листочках самостоятельно составьте схему рассуждений. (У детей и на экране схема рассуждений с пустыми ячейками.) <Рисунок1>
Рисунок 1.
- Откуда начинаем цепь рассуждений на схеме? (С конца.)
- Назовите высказывания, из которых вы составили схему рассуждений. Цепочкой по одному высказыванию. (Ответы детей.)
- Сверим, так ли вы составили? (Схема на экране.)<Рисунок2>
Рисунок 2.
- Из чего состоит правило «если - то»? (Из высказываний.)
- Из каких правил «если - то» можно составить схему рассуждений? (Из таких правил, в которых используются одни и те же высказывания.)
- Докажите это, используя составленную вами схему рассуждений. (Ответы детей с показом учителем курсором используемых высказываний.)
- Какие выводы можно сделать по составленной схеме рассуждений?
(1) В каждой дыре чем-нибудь угостят.
2) В каждой дыре живёт кролик.
3) В каждой норе живёт кролик.
4) В подходящей компании нас чем-нибудь угостят. И др.)
- Как сделать вывод по схеме рассуждений? (Нужно найти на схеме высказывание-условие и путь от него к высказыванию-заключению.)
V. Физкультминутка (под музыку).
VI. Повторение темы «Правило «если - то»; высказывания; схемы рассуждений». (Продолжение.)
Самостоятельная работа.
- На экране и у вас на партах схема рассуждений. По ней вы должны сделать вывод о том, в какой корзинке какой подарок. Обратите внимание на слова не, нет, и, или. <Рисунок3>
Рисунок 3.
- Что представляет собой высказывание со словом и? (Два высказывания и они истинны, т. е. выполняются оба условия.)
- Что представляет собой высказывание со словом или? (Два высказывания и выполняется (истинно) хотя бы одно условие.)
- Самостоятельно сделайте выводы по каждой корзинке и запишите их.
- Какие выводы сделали?
(1) В корзинке нет конфет и есть котёнок.
2) В корзинке есть котёнок.)
VII. Повторение темы «Множества».
1. Коллективная работа в тетради (к/р №3, 1-ый вариант, 1-ое задание).
- Откройте следующую страницу.
- Читаем хором задание. Какую тему повторяем? (Множества.) (Поэтапное чтение названий множеств, определение слов из списка, входящих в эти множества, штриховка соответствующих частей фигур. Дети по одному выходят к компьютеру и заштриховывают соответствующие части рисунков множеств.)
2. Самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой.
- Самостоятельно заполните таблицу высказываний. (При необходимости напоминается, что представляют собой высказывания со словами не, и, или.)
VIII. Итог урока.
- Понравилось ли занятие?
- Какие темы мы сегодня повторили?
- Все задания, которые мы сегодня повторяли — логические задания, на развитие мышления. Логика необходима в жизни любого человека, в том числе того, кто работает над созданием компьютерных программ.
А теперь подведём итог ваших успехов. Посчитайте, у кого сколько фишек.
(Положительные оценки выставляются, учитывая количество фишек и правильность выполнения большинства заданий.)