Урок информатики. 4-й класс (по А.В. Горячеву). Повторение (В конце раздела З). Подготовка к контрольной работе

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 4


Цель.

  1. Повторить темы: «Графы», «Правило «если - то»; высказывания; схемы рассуждений», «Множества».
  2. Закрепить полученные представления:
    • о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств;
    • о бистинности высказываний;
    • о графах и путях в графах;
    • о правилах «если - то» и схемах рассуждений.
  3. Закрепить умения:
    • определять принадлежность элементов множеству и характер отношений между множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
    • определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»;
    • строить графы по словесному описанию отношений между предметами и существами;
    • строить и описывать пути в графах;
    • выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или»;
    • определять правила «если - то» и ситуации, в которых можно или нельзя сделать вывод с помощью такого правила;
    • составлять схемы рассуждений из правил «если - то» и делать выводы с их помощью.
  4. Развивать логическое мышление учащихся, внимание.
  5. Воспитывать интерес к учебному предмету, аккуратность.
  6. Подготовить детей к выполнению конкретной контрольной работы.

Оборудование:

    • ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
    • магнитофон, запись музыки для физкультминутки;
    • учебник-тетрадь А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах. 4 класс. 2-ая часть», ручка, карандаш, резинка у каждого учащегося;
    • распечатанные карточки на каждого ученика: 1) монолог Винни-Пуха, 2) схема рассуждений для заполнения высказываниями по этому монологу; 3) готовая схема рассуждений для определения выводов;
    • компьютерная презентация к уроку;
    • отрывок из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости»;
    • фишки для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Объявление темы и цели урока, правил оценивания своих ответов. (Параллельная работа по презентации (Приложение1))

III. Повторение темы «Графы».

1. Актуализация опорных знаний.

  • из чего состоят графы? (Вершины, рёбра.)
  • что могут обозначать вершины? (Числа, слова, буквы, предметы, существа, города и т. д.)
  • что могут обозначать рёбра графа? (Отношения, связи между числами, словами и т. д.)
  • когда на графах нужны рёбра со стрелками? (Когда важно указать направление.)
  • приведите примеры. (Кто-то куда-то едет, кому-то помогает, какое-то слово (число) получается из другого и т. д.)
  • как описать путь от одной вершины графа к другой? (Перечислить по порядку обозначения вершин.)

2. Работа в тетради (к/р №3, 1-ый вариант, 2-ое задание) и на компьютере.

  • вместе читаем задание (задание на экране и в тетрадях).
  • покажите все улицы. (1 ученик за компьютером, остальные выполняют работу в тетрадях самостоятельно. Учитель проверяет работу.)
  • покажите путь волка. (2-ой ученик за компьютером.)
  • покажите путь зайца. (3-ий ученик за  компьютером.)
  • что необходимо для того, чтобы правильно указать путь? (Перечислить по порядку обозначения вершин.)
  • опишите путь волка? (ФАРШ) Путь зайца? (ШАРФ)

3. Самостоятельная работа (продолжение к/р №3, 1-ый вариант, 2-ое задание).

  • постройте графы улиц по заданиям.
  • сверьте свои графы с графами на экране.
  • нужны ли здесь стрелки? (Нет.) Почему? (Потому, что здесь не указывается направление, а показываются пути, по которым проходили или не проходили заяц и волк.)

IV. Повторение темы «Правило «если - то»; высказывания; схемы рассуждений».

1. Работа по отрывку из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости».

  • Посмотрите отрывок из мультфильма. По монологу Винни-Пуха вам надо будет составить правила «если - то». (Просмотр отрывка). (Приложение2)
  • На розовом листочке монолог Винни-Пуха.

— Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то дыра — это нора.

— А нора — это кролик.

— А кролик — это подходящая компания.

— А подходящая компания — это такая компания, где нас могут чем-нибудь угостить.

 

Попробуйте составить правила «если - то», которые использует Винни-Пух в своём рассуждении. (Монолог и на экране.)

( 1) Если это — дыра, то это — нора.

2) Если это — нора, то это — кролик.

3) Если это — кролик, то это — подходящая компания.

4) Если это — подходящая компания, то нас могут  чем-нибудь угостить.)

  • По этим правилам на голубых листочках самостоятельно составьте схему рассуждений. (У детей и на экране схема рассуждений с пустыми ячейками.) <Рисунок1>

Рисунок 1.

  • Откуда начинаем цепь рассуждений на схеме? (С конца.)
  • Назовите высказывания,  из которых вы составили схему рассуждений. Цепочкой по одному высказыванию. (Ответы детей.)
  • Сверим, так ли вы составили? (Схема на экране.)<Рисунок2>

Рисунок 2.

  • Из чего состоит правило «если - то»? (Из высказываний.)
  • Из каких правил «если - то» можно составить схему рассуждений? (Из таких правил, в которых используются одни и те же высказывания.)
  • Докажите это, используя составленную вами схему рассуждений. (Ответы детей с показом учителем курсором используемых высказываний.)
  • Какие выводы можно сделать по составленной схеме рассуждений?

 (1) В каждой дыре чем-нибудь угостят.

2) В каждой дыре живёт кролик.

3) В каждой норе живёт кролик.

4) В подходящей компании нас чем-нибудь угостят. И др.)

  • Как сделать вывод по схеме рассуждений? (Нужно найти на схеме высказывание-условие и путь от него к высказыванию-заключению.)

V. Физкультминутка (под музыку).

VI. Повторение темы «Правило «если - то»; высказывания; схемы рассуждений». (Продолжение.)

Самостоятельная работа.

  • На экране и у вас на партах  схема рассуждений. По ней вы должны сделать вывод о том, в какой корзинке какой подарок. Обратите внимание на слова не, нет, и, или. <Рисунок3>

Рисунок 3.

  • Что представляет собой высказывание со словом и? (Два высказывания и они  истинны, т. е.  выполняются оба условия.)
  • Что представляет собой высказывание со словом или? (Два высказывания и выполняется (истинно) хотя бы одно  условие.)
  • Самостоятельно сделайте выводы по каждой корзинке и запишите их.
  • Какие выводы сделали?
    (1) В корзинке нет конфет и есть котёнок.
    2) В корзинке есть котёнок.)

VII. Повторение темы «Множества».

1. Коллективная работа в тетради (к/р №3, 1-ый вариант, 1-ое задание).

  • Откройте следующую страницу.
  • Читаем хором задание. Какую тему повторяем? (Множества.) (Поэтапное чтение названий множеств, определение слов из списка, входящих в эти множества, штриховка соответствующих частей фигур. Дети по одному выходят к компьютеру и заштриховывают соответствующие части рисунков множеств.)

2. Самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой.

  • Самостоятельно заполните таблицу высказываний. (При необходимости напоминается, что представляют собой высказывания со словами не, и, или.)

VIII. Итог урока.

  • Понравилось ли занятие?
  • Какие темы мы сегодня повторили?
  • Все задания, которые мы сегодня повторяли — логические задания, на развитие мышления. Логика необходима в жизни любого человека, в том числе того, кто работает над созданием компьютерных программ.

А теперь подведём итог ваших успехов. Посчитайте, у кого сколько фишек.

(Положительные оценки выставляются,  учитывая количество фишек и правильность выполнения большинства заданий.)