Цели мероприятия.
- Воспитывать любовь к природе .
- Познакомить с зимующими птицами нашего края. Объяснить понятия: птицы- кочевники, промысловая птица, оседлые птицы. Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.
Задачи мероприятия.
- Расширение экологических представлений младших школьников.
- Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.
- Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
- Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.
Оборудование.
- рисунки птиц,
- кормушки,
- выставка книг о птицах,
- видео-фильм “ Птицы в лесу”,
- магнитофон и записи музыки ,
- большая картина зимнего леса,
- птички на магнитах,
- картинки корма на магнитах,
- картина с кормушкой,
- словарь,
- эпиграфы на плакате,
- телеграмма,
- выставка сочинений о птицах.
Работа ведётся по учебным пособиям:
- “С любовью к природе ” Б.Б.Запартович,
- “Животный мир нашей Родины” В.П. Герасимов.
Форма подведения итогов мероприятия.
Итоги мероприятия проводятся в форме беседы.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит мелодия из передачи “ В мире животных”.
Внимание!
Начинаем очередной выпуск телепередачи “В мире животных”.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
( Звучит запись с голосами птиц)
Учитель. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь в нашей передаче?
Сообщение темы занятия.
Тема передачи “Птицы зимой”.
Прочитайте стихи на доске и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя, на солнце, снег лежит.
( А. С. Пушкин.)
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
Знакомство с новым материалом.
Учитель. Сегодня в нашей телестудии две команды, которые продемонстрируют свои знания о зимующих птицах.
За первым столом команда:
Дети отвечают: “Галчата”
За вторым столом команда:
Дети отвечают: “Воробьишки”.
На столе лежат вопросы и задания. Надо прочитать их и подготовить ответы. (Дети работают около 3-4 минут).
Вопросы 1-й команды.
- Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Где их можно встретить?
- Опиши внешний вид дятла.
- Почему дятел не улетает на зиму из родных мест? (Обрати внимание как дятел сидит на дереве, на строение лап, хвоста.)
- Какие виды дятлов занесены в “ Красную книгу”? Почему дятлов надо охранять?
Вопросы 2-й команды.
- Опиши внешний вид воробья. Что интересного из жизни воробья вы знаете?
- Где зимой птицам можно добыть еду?
- Почему птицы селятся ближе к жилью человека?
- Где ночуют птицы зимой?
- Каким кормом можно подкармливать птиц?
( На фоне музыки говорит учитель.)
А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой.(Презентация)
Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу.
Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы (рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу (рисунки синиц). Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего.
Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев.
Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.
Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель.
Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.
Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. (Слушаем голос синицы.)
По соседству с синицами можно встретить поползня. (Рисунок птицы.)
То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.
Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. (Слушаем голос птицы.)
Кроме этих птиц в наших лесах остаются: тетерева, глухари, куропатки (показываю рисунки).
Это промысловые птицы.
Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо.
Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы (показываю картинки). Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
Как понимаете выражение?
Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?
Почему кормушки для птиц надо, каждый год, устанавливать в одном и том же месте?
Чем можно кормить птиц?
(Ученик читает стих Яшина “Покормите птиц зимой”)
(Стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму)
Учитель. Ребята, в нашу передачу пришла телеграмма. Давайте её прочтём .
“Встречайте ! Вылетаем в гости.”
Кто бы мог прислать нам телеграмму?
(Стук в дверь, входят дети в костюмах птиц.)
Ребята, вы нас узнали?
Снегирь:
Угадайте, как меня зовут?
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Правильно ребята, зовут меня снегирь. Моя родина - хвойные леса северной тайги. Там мы устраиваем гнёзда и выводим птенцов. В октябре мы образуем, стаи и улетаем зимовать в ваши леса. В ваших краях для нас тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно я люблю ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.
Клёст.
Ребята, а меня вы узнали?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом.
В народе меня называют “ северным попугайчиком”. Моя родина хвойные леса тайги .Получили мы такое название, что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапами.
Клюв у меня имеет совсем особую форму верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма носа помогает мне ловко шелушить шишки.
Мы пробудим у вас до весны в хвойных лесах, так как основная пища у нас шишки. Зимой у нас появятся птенцы, они не боятся мороза, так как мама их согреет.
Учитель. Птицы, которые к нам прилетают на зиму называются птицы- кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.
Как их можно назвать по - другому?
Физминутка.
Снегирь.
Ребята, что вам нравится зимой? (Дети под музыку поют песню “Что нам нравится зимой” Шаинского и танцуют .)
Закрепление изученного материала.
Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. Проведём соревнования чья команда быстрей сделает кормушку. (У 1 команды пустой пакет из под сока. У 2 команды пакет из под молока.)
Желательно кормушку сделать из дерева, с крышей,чтобы снег не засыпал корм.(Показываю образец кормушки.)
(Дети изготавливают кормушки.)
Все кормушки мы повесим в школьном саду.
На доске рисунок кормушки.
А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?
(Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)
Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири.)
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
( Ворона.)
Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Какой корм дадим каждой птичке?
(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)
- воробей- зерно
- снегирь - ягоды рябины
- дятел - насекомых
- синица - насекомых, сало, зерно
- сова - мыши
- ворона – зерно
Просмотр фрагмента фильма “Птицы в лесу”
Каких зимующих птиц вы увидели в лесу?
Проверка домашнего задания.
Проверим домашнее задание. Об этом в нашей передаче расскажут корреспонденты, которым было поручено взять самое интересное интервью у птиц.
- Чтение лучших сочинений о птицах.
- Запись с голосом птицы.
- Чтение стихов о птицах.
- Рисунки со следами птиц.
- Рисунки с птицами, которые прилетают на кормушки.
Составляем выставку рисунков на доске.
Обращаю внимание детей на выставку книг о зимующих птицах.
Итог занятия.
Что интересного, нового вы узнали из нашей передачи?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно, но для этого надо много знать о жизни птиц. Поэтому вы дома будите наблюдать за жизнью птиц, подкармливать их и записывать самое интересное в свои дневники наблюдений.
А за вашу заботу птицы отблагодарит вас весёлой песней.
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.
Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
О том, что надо беречь, природу написано много стихов и песен. И одну из этих песен “Не дразните собак” мы с вами исполним. (Исполняем песню.)
Наша передача подошла к концу. На память о ней я хочу вам подарить вам призы (закладка для книг с изображением птиц).
Звучит музыка из передачи “ В мире животных”.
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
Стихи учащихся.
Помогу птичкам.
В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.
Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать
Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!
Семёнова Александра 2 “А” класс
Весна.
Улетели в прошлое метели.
Не осталось и следа.
Лишь весны весёлой трели
Скоро грянут и тогда:Лес проснётся с песней звонкой,
Расцветёт в саду сирень
И в наш сад вернётся скоро
Мой знакомый соловей.Сколько радости, тревоги
Принесёт он, посмотри,
Его песни будем слушать
От зари и до зари .
Попов Павел 2 “А” класс