Интегрирующая дидактическая цель: научить решать неравенства второй степени с одной переменной (Графический способ).
В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны знать:
- формулы корней квадратного уравнения, теорему Виета уметь:
- решать квадратные уравнения, изображать схематически график
- квадратичной функции при а >o, a < o, находить промежутки в которых у > o, у < o.
Оборудование: кодоскоп, раздаточный материал на печатной основе (инструкция для учащихся, справочный материал, учебник, лист учёта знаний).
УЭ-1 Входной контроль.
Ч. д. ц. : проверить умения и навыки находить по графику функции промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения.
1. На рисунках изображены графики некоторых функций. Найдите промежутки, в которых значения функции положительны и промежутки, в которых значения функции отрицательны.
Проведём взаимопроверку этого задания по ключу (ответы проецируются на экран с помощью кодоскопа).
№ зад. | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | у>0 на (-![]() ![]() |
у>0 на(-3; 2)![]() ![]() |
у<0 на(-6; -1)![]() ![]() |
у<0 на(-![]() ![]() |
|
2 | у>0 на (-2; 4) | у>0 на(-![]() ![]() ![]() |
у<0 на(-![]() ![]() ![]() |
у<0 на (-3; 1) |
Оцените друг друга, оценки поставьте в лист учета знаний.
УЭ-2. Проблемный.
Ч. д. ц. : проверить умения и навыки решать линейные неравенства, предложить учащимся решить неравенство второй степени.
Найдите область определения функции (Решаем вместе с классом).
а) у =
б) у =
УЭ-3. Мотивационная беседа.
Ч. д. ц. : познакомить учащихся с неравенствами второй степени.
1. Ребята мы не умеем решать неравенства второй степени с одной переменной, но у нас в гостях два неравенства ах+ вх + с>о и ах + вх + с < o.
Они хотят с вами познакомиться. Выслушайте их внимательно и постарайтесь побольше узнать о них, понять, что вам нужно знать, чтобы научиться решать такие неравенства.
1 ученик:
Мы неравенства - такие,
Что решать нас, просто страх
Всем так хочется:
Но:Ах!
2 ученик:
Кто не знает график этот /у = ах
+вх+с/
Как построить, как найти все нули
И ветви эти куда в путь сейчас пошли
Тот, конечно, не сумеет
И решить задачи сей.
Ему вовсе бесполезно
Объяснять про всё теперь.
1). Итак, ребята, что же вы узнали о неравенствах? Без каких знаний мы не сможем решать эти неравенства? Как вы думаете, для чего нужно знать сведения о графике? Если график построен, то умеете вы находить промежутки, где у > o, у < o? Нужны ли нам координаты вершины параболы? Таким образом, давайте попытаемся составить алгоритм решения неравенств.
2). А теперь вернёмся к заданию УЭ-2(б) и найдём
область определения функции: у =
Вместе решим ещё одно неравенство х+ х - 6 > 0.
А если неравенство нестрогое, то чем отличается запись ответа?
УЭ-4. Первичное закрепление.
Ч. д. ц. :
1). Решим ещё одно неравенство -7х + 6х - 2 > 0.
2). Устная общеклассная работа.
Вопросы задаёт учитель.
Квадратичная функция задана формулой. Сколько точек пересечения с осью оХ имеет график этой функции. Куда направлены ветви параболы?
у=4х![]() |
у=-9х![]() |
у=5х![]() |
у=-х![]() |
Ребята, чтобы научиться решать неравенства недостаточно решить два или три, поэтому для вас приготовлен учебный материал из нескольких заданий.
Инструкция для учащихся.
УЭ-5. Отработка и закрепление изученного материала.
Ч. д. ц. : выучить алгоритм решения неравенств второй степени.
1. Работайте в парах; учебник с. 44
Выучите наизусть алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной. Оцените друг друга по пятибалльной системе, оценку поставьте в лист учёта знаний.
2. Приступай к выполнению задания №1, в работе используй справочный материал.
УЭ-6. Отработка и закрепление изученного материала.
Ч. д. ц. : научиться решать неравенства, если трёхчлен имеет 2 корня.
Задание №1
Вариант №1 Вариант №2
Решите неравенство.
1. х![]() |
1. x![]() |
2. x![]() ![]() |
2. -x![]() ![]() ![]() |
3. -2x![]() ![]() |
3. -2x![]() ![]() ![]() |
4. -x![]() |
4. x![]() |
Проверь и оцени свои ошибки по ключу №1. Поставь оценку в лист учёта знаний.
3. Приступай к выполнению задания №2.
УЭ-7. Отработка и закрепление изученного материала.
Ч. д. ц. : научиться решать неравенства, если трёхчлен имеет 1 корень или не имеет корней.
Задание №2
Вариант№1 Вариант№2
Решите неравенство.
1. х![]() |
1. x![]() |
2. -2x![]() |
2. -2x![]() |
3. x![]() |
УЭ-8. Отработка и закрепление изученного материала.
Ч. д. ц. : научиться решать неравенства, выполнив необходимые преобразования.
Задание №3
Вариант №1 Вариант №2
Решите неравенство.
Не забудь сначала привести неравенство к виду
ах+ вс + с > 0
или ах
+ вх + с
< 0.
1. 4x![]() |
1. 3x![]() |
2. x![]() ![]() |
2. x![]() ![]() |
3. 12x - 9 ![]() ![]() |
3. -9x![]() ![]() |
Проверь свои ошибки по ключу №3. Поставь оценку в лист учёта знаний.
УЭ-9. Контроль на выходе.
Ч. д. ц. : проверить умения решать неравенства второй степени с одной переменной.
Вариант №1 Вариант №2
Решите неравенства.
а) х![]() |
а) -х![]() |
б) -х![]() ![]() |
б) 3х![]() ![]() |
в) 2х![]() |
в) -х![]() |
Работы сдайте на проверку вместе с листами учёта знаний.
Соберите учебный материал.
УЭ-10. Итог урока.
УЭ-11. Домашнее задание: п. 8, алгоритм с. 41-42, №116/а,б,в/ №119/а,б,в/ №121