В настоящее время большое внимание уделяется проблеме эмоционального благополучия подростка в семье. Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка, где искаженное детско-родительское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы
На сегодняшний день в каждой школе на учете стоят дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях. У многих семей остро стоит вопрос о материальном обеспечении. Многие родители заняты в основном своей жизнью, а дети предоставлены сами себе. Много неполных семей. Естественно, что такая среда оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной сферы подростка становление его как личности.
Целью данного исследование выявление влияния семьи на эмоциональное благополучие подростка.
Объектом исследования мы выделили детско-родительские отношения в подростковом возрасте и считаем, что семья оказывает решающее влияние на эмоциональное благополучие подростка.
Данное исследование проводилось на базе Новоуренгойской средней школы №5. В исследовании участвовало 40 учащихся седьмых классов и их родители.
В исследовательской работе нами были включены следующие методы:
- опытно-исследовательская работа включала в себя следующие методики: тест-опросник родительского отношения к детям А.Я.Варга, В.В.Столин; опросник АСВ (анализ семейного воспитания); типовое состояние семьи; кинетический рисунок семьи (Р.Бернса, С.Кауфмана);
- методы качественного и количественного анализа. Нами был использован пакет математической статистики for Windows (корреляционный анализ Браве - Пирсона, кластерный анализ Варда).
Начиная наше исследование проблемы влияния семьи на эмоциональное благополучие подростка, мы на первом этапе своей работы проанализировали
субъективное восприятие подростками семейной ситуации. При помощи таких методик: как КРС (кинетический рисунок семьи), типовое состояние семьи. Они позволили оценить уровень эмоционального благополучия, эмоционального комфорта в семье, уровень тревожности, конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и их причины.
Анализ результатов методик КРС (кинетического рисунка семьи) выполнившими учащимися (рис.1) позволил нам сделать следующие выводы:
Примечание:
- благоприятные семейные отношения;
- неблагоприятные семейные отношения;
- тревожная семейная ситуация;
- конфликтная семейная ситуация;
- чувство неполноценности;
- враждебная семейная ситуация.
- большинство подростков (57,5%) оценивают свои семейные отношения как благоприятные, то есть удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте, общении, чувство благополучия. 42,5% напротив, оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, то есть, подросток не получает должного удовлетворения своих естественных потребностей.
- второе место занимает конфликтная семейная ситуация (20%).
- тревожная семейная обстановка (17,5%) занимает третью позицию. Как правило это подростка которые не получают достаточного эмоционального комфорта. Как бы живут в своем предметном мире.
- чувство неполноценности(7,5%). Личная и социальная несостоятельность подростка.
- враждебная семейная ситуация (2,5%). Наблюдается лишь у незначительного количества учащихся и характеризуется полным отсутствием взаимопонимания подростка и родителей.
Корреляционный анализ выявил закономерности типового состояния семьи у уровня эмоционального благополучия подростка в семье.
1. Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации.
2. Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. При их усилении у подростка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.
3. Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.
4. Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему.
5. Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью, конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.
Критический анализ показал:
- уровень благополучия подростка зависит от уровня конфликтности в семейной ситуации. При высоком уровне конфликтности наблюдается как семейное, так и эмоциональное неблагополучие. Эмоциональное благополучие характеризуется низким уровнем конфликтности, но не исключает ее;
- тревожная семейная обстановка наблюдается в конфликтных и враждебных семьях;
- конфликтная семейная обстановка характеризуется высоким уровнем тревожности и эмоциональным неблагополучии подросток;
- враждебная семейная обстановка характеризуется высокой семейной тревожностью.
Чувство неполноценности нами не было выявлено, но при усилении таких качеств как тревожность, конфликтность, враждебность оно не исключается.
На основе корреляционного анализа был проведен кластерный анализ методик: КРС (кинетический рисунок семьи), типового состояния семьи, позволил выделить 5 групп из 40 испытуемых с похожими характеристиками. Каждый испытуемый являлся объектом исследования, по 5 показателям - характеристикам определяющее типовое состояние семьи (Таблица 2).
Таблица 2
Кластер | Количество человек | Проценты |
1 | 35 | 87,5 |
2 | 2 | 5 |
3 | 1 | 2,5 |
4 | 1 | 2,5 |
5 | 1 | 2,5 |
В результате применения кластерного анализа были получены следующие пять групп типового состояния семьи:
1. Благополучная семейная обстановка.
2. Неблагополучная, конфликтная семейная обстановка.
3.Неблагополучная, конфликтная, тревожная семейная ситуация.
4.Неблагополучее, конфликтность, высокая тревожность, и как следствие враждебная семейная ситуация.
5.Выделяется группа семей, где доминирует один из признаков: тревожность, конфликтность, враждебность.
Таким образом, по результатам анализа методик нами было выявлено, что для эмоционально неблагополучных семей характерно нервно - психическое напряжение (высокий уровень тревожности, конфликтности, враждебности).
Для того чтобы глубже проанализировать причины эмоционального неблагополучия нами были использованы методики: тест - опросник детско-родительских отношений, АСВ (анализ семейного воспитания)
Анализ результатов теста - опросника детско-родительских отношений позволил нам сделать следующие выводы (рис.2):
Примечание:
- принятие;
- отвержение;
- "кооперация";
- "симбиоз";
- авторитарная гиперсоциализация;
- маленький неудачник.
Большинство родителей (77,5%) принимают своего ребенка. Родителям нравится ребенок таким, каким он есть. Уважают его индивидуальность, симпатизируют ему. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.
Вторую позицию занимаю родители, считающие своего ребенка "маленьким неудачником" (35%). В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка, кажутся родителю детскими несерьезными. Он не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Третье место занимают семьи, которым присуща "авторитарная гиперсоциализация" (27,5%). Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
На четвертом месте семьи, которые отвергают своего ребенка (22,5%). Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Пятое место занимают "симбиотические" отношения (12,5%). Родитель ощущает с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятности жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
"Кооперационные" отношения занимают последнюю позицию в предпочитаемых детско-родительских отношениях (2,5%). Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.
Корреляционный анализ позволил выявить ряд закономерностей детско-родительских отношений:
- родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Ощущает себя с ним единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ему он кажется маленьким и беззащитным - с одной стороны. С другой стороны родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни, строго контролирует его. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся детскими и несерьезными ("принятие"- "симбиоз", "маленький неудачник");
- родители заинтересованы в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Пристально следит за социальными достижениями и требует социального успеха ("кооперация" - "авторитарная гиперсоциализация");
- родители стремятся к симбиотическим отношениям. Ощущает себя с ним единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родителю нравится ребенок таким, каким он есть, уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Но с другой стороны в родительском отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Пристально следит за социальными достижениями, требует социального успеха ("симбиоз" - "принятие", "авторитарная гиперсоциализация");
- в родительском отношении отчетливо прослеживается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения - с одной стороны. С другой стороны, он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, заинтересован в планах и делах ребенка. Стремится к симбиотическим отношениям ("авторитарная гиперсоциализация" - "кооперация", "симбиоз");
- в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и незрелость. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В связи с этим, родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролируют его действия ("маленький неудачник"- "отвержение").
Для того чтобы глубже проанализировать результаты причин эмоционального неблагополучия, мы использовали методику АСВ (анализ семейного воспитания). Проанализировав результаты по данной методике, нами было выявлено: довольно часто родители слоны решать личные проблемы за счет своего ребенка. Это может выражаться в следующем:
1. Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка, а именно предпочтение женщинами (матерью) мужских качеств (90%). Это характерно для матерей, которые воспитывают своих детей без отцов (матери-одиночки), семьи, где один из родителей долгое время отсутствует (работающие вахтовым методом).
2.Фобия утраты ребенка (80%). Ребенок взрослеет, становится самостоятельным, независимым от родителей.
Отсюда вытекает боязнь остаться одинокими. "Чувство взрослости" - пугает родителей.
3. Расширение сферы родительских чувств (35%).
4. Воспитательная неуверенность родителя (30%). Родители не уверены в правильности выбранной ими воспитательной позиции и, как следствие, возможны конфликтные ситуации, разочарование подростков в возможностях родителей, родители не оправдывают надежды подростка и теряют в их глазах авторитет.
5. Неразвитость родительских чувств (30%). Не готовность родителя брать на себя ответственность за другого человека, а именно за своего ребенка. Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка.
6. Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (15%). Свои нежелаемые качества родитель проецирует на ребенка, как бы пытаясь исправить их, не допустить повторения его жизненного опыта. Чем приводит подростка к эмоциональному дискомфорту.
7. Вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (5%).
8. Предпочтение мужских качеств (5%). Матери взявшие на себя ответственность за воспитание сына.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура самих родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушениях воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Кластерный анализ позволил выделить 5 групп из 40 испытуемых с похожими характеристиками. Каждый испытуемый являлся объектом исследования по 5 показателям - характеристикам, определяющим детско-родительские отношения (Таблица 3).
Таблица 3
Кластер | Количество человек | Проценты |
1 | 34 | 85 |
2 | 1 | 2,5 |
3 | 1 | 2,5 |
4 | 1 | 2,5 |
5 | 3 | 7,5 |
В результате применения кластерного анализа были получены следующие пять групп детско-родительских отношений:
- Авторитарная гиперсоциализация - маленький неудачник, т.е. высокий контроль за поведением ребенка, стремление инфантилизировать ребенка.
- Принятие (интегральное эмоциональное отношение), близкое межличностное общение с ребенком.
- Симбиотические отношения.
- Отвержение, то есть полное непринятие своего ребенка.
- Кооперационные отношения.
Все это негативно влияет на благополучие подростка как эмоционального, так и личностного.
Таким образом, на основе корреляционного анализа методик позволил выявить ряд следующих закономерностей влияния детско-родительского отношения на эмоциональное неблагополучие подростка:
- благоприятная семейная ситуация характерна для таких типов родительского отношения к детям как: "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация";
- тревожность семейной ситуации характерна для таких типов семейного отношения как "авторитарная гиперсоциализация", "симбиоз"- межличностная дистанция в отношениях;
- конфликтная семейная ситуация характерна для таких типов семей как: "авторитарная гиперсоциализация", "кооперация" - социально-желательный образ родителя (при снижении уровня "кооперации" повышается уровень конфликтности);
- враждебная семейная ситуация характерна для таких типов семей как: "маленький неудачник", "симбиоз"- межличностная дистанция в отношениях (враждебная семейная ситуации изменяется при пересмотре родительского отношения к детям то есть повысить уровень "симбиотического" отношения и изменить отношение к ребенку не считать его "маленьким неудачником").
Эмоционально неблагополучные семьи характеризуются тем, что:
- подростки не испытывают удовольствия от общения с близкими людьми;
- нет ощущения свободы, автономности при общении с родителями;
- подростки не уверенны в своих силах и самодостаточности;
- подростки не видят свои недостатки и не способны просить помощь у окружающих;
- не способны разграничить ошибку и свою личность.
Для того чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие, психологическая служба в школе оказывает помощь семьям, попавшим в затруднительное состояние.