Тип урока: усвоения новых знаний.
Метод обучения: проблемно – поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: коллективная и индивидуальная работа.
Цели урока:
Образовательные: Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, расширение кругозора учащихся, развитие речи, закрепление умения правильно оформлять и решать задачи.
Воспитательные: воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач; воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Задачи урока:
- Экспериментальное наблюдение изображений светящейся точки, даваемое линзой.
- Построение хода лучей через собирающую и рассеивающую линзы.
- Выяснение условий, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них.
- Построение изображения предмета.
Формируемые умения: выполнение графических заданий, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты экспериментов, работать по алгоритму, делать выводы.
Предполагаемый результат: учащиеся должны уметь на практике применять основные понятия, характеризующие линзы; строить изображение предмета в тонкой линзе (собирающей и рассеивающей) и давать ему характеристику.
Место урока в учебном плане. Тема "Построение изображений, полученных с помощью линз" – пятый урок в теме "Световые явления". Особенность данного урока заключается в том, что за малое время (1 урок) учащимся необходимо научиться активно использовать большое количество новой теоретической информации (понятия, определения, характеристики) и выполнить достаточное количество графических задач, развивающих воображение и точность выполнения построений. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике. (Учебник "Физика-8", авторы А.В. Перышкин, Н.А. Родина)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ЦОР "Линзы" (автор Архипов С.Н., учитель физики и информатики МОУ “СОШ №41” г. Норильска, опубликован на сайте "Региональные коллекции цифровых ресурсов"(http://collection.cross-edu.ru), источник света (лампочка с источником тока), собирающая и рассеивающая линзы, дидактические карточки для контроля знаний в 4-х вариантах (Приложение 1).
План урока
Этап занятия | Действия педагога | Действия учащихся | Форма работы | Ожидаемый результат |
Организационный (1 мин) | 1. Сообщает тему, цель и план урока. | Слушают учителя | коллективная | Ученики готовы к работе на уроке |
Актуализация знаний (5 мин) | Ставит основополагающий вопрос: Всегда ли можно верить своим глазам? | Отвечают на вопросы учителя. | Коллективная индивидуальная |
Ученики нацелены на восприятие новых знаний. |
Проводит устный опрос:
|
Отвечают на вопросы учителя. | Коллективная индивидуальная |
Ученики повторили ранее изученные понятия и определения, характеризующие линзу. | |
Изучение нового материала (15 мин) |
1.Демонстрирует эксперимент: формирует
с помощью собирающей линзы на экране различные
изображения светящейся точки и обсуждает с
учащимися вопросы: – Как меняется изображение светящейся точки при перемещении источника света вдоль главной оптической оси. – Куда смещается изображение, если источник света перемещать выше (ниже) главной оптической оси. 2. Аналогично демонстрирует эксперимент с рассеивающей линзой. |
Наблюдают за экспериментами. Отвечают на вопросы учителя. |
Коллективная индивидуальная |
Учащиеся формулируют выводы по эксперименту, приобретая знания о характере изображения в линзах. |
3.Формулирует задание: – Построить изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между линзой и фокусом линзы. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) (Приложение 2): – КОЗ №1. Какова последовательность действий при построении изображения? – КОЗ №2. Какие критерии характеристики изображения можно выделить? – КОЗ №3. Какова характеристика изображения, даваемого собирающей линзой, если d < F? |
Один ученик у доски остальные в
тетрадях строят изображение. Выполняют КОЗ №1. Выполняют КОЗ №2. Выполняют КОЗ №3. |
Коллективная индивидуальная |
Учащиеся овладевают алгоритмом
действий по выполнению графического построения
изображения, даваемого линзой. Формулируют критерии, характеризующие изображение в линзе. Дают характеристику изображения, даваемого собирающей линзой, если d<F. |
|
4. Оценивает и по мере необходимости дополняет ответы учащихся. | ||||
Закрепление знаний (8 мин) | 1. Формулирует задание для учащихся: КОЗ №3. Построить изображение, даваемое собирающей линзой и охарактеризовать его, если d > 2F (1 вариант), F<d<2F (2 вариант) | Выполняют задание | Индивидуальная | Учащиеся отрабатывают навыки
графического построения изображения, даваемого
линзой. Дают характеристику полученного изображения по выработанным критериям. |
2. Использование ЦОР "Линзы": – демонстрация построения изображений, даваемое собирающей линзой, если d>2F (1 вариант), F<d<2F (2 вариант); – демонстрация построения изображения, даваемого рассеивающей линзой. |
Наблюдают демонстрацию, проверяют выполненные задания. | Коллективная индивидуальная |
Получают новые знания о построении изображения в собирающей линзе и его характеристику другого варианта; о построении и характере изображения в рассеивающей линзе. | |
Контроль знаний (7 мин) |
Объявляет о проведении самостоятельной работе, раздает карточки с заданием. | Выполняют самостоятельную работу | Индивидуальная | Выявляется качество полученных на уроке знаний учащихся. |
Итог урока (5 мин) |
1.Задает проблемные и основополагающий
вопросы: – Какие изображения можно получить с помощью собирающей линзы? – Какие изображения дает рассеивающая линза? – Всегда ли можно верить своим глазам? 2. Оценивает работу учащихся на уроке. 3.Формулирует домашнее задание: §69. КОЗ №4. Составить таблицу зависимости характера изображения в линзах (собирающей и рассеивающей) от расстояния d от предмета до линзы. |
1.Отвечают на вопросы. 2.Записывают домашнее задание. |
Коллективная | Учащимися получены и усвоены знания по теме урока |