Цель: Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
- Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, умение работать с дополнительной литературой.
- Создать условия для проявления творческих способностей учащихся.
- Продолжить развивать навыки устного изложения материала, культуры речи.
- Способствовать воспитанию патриотизма у учащихся.
Подготовительный этап.
- Подготовить рисунки по теме “Военная техника Великой Отечественной войны” для оформления выставки.
- Учащиеся получают опережающее задание для самостоятельной исследовательской работы индивидуально, либо в микрогруппах.
Задание включает:
- подготовку письменной информации по теме на формате А-4;
- подготовку устного сообщения по теме (3 мин.).
Темы:
- Немецкий танк Т-V “Пантера”.
- Советские конструкторы – А.Морозов, М.Кошкин.
- Советский танк Т-34.
- Немецкий конструктор Фердинанд Порше.
- Немецкая противотанковая САУ “Фердинанд”.
- Советская САУ СУ-152 – “Зверобой”.
- Немецкие самолеты: Ju 87 Stuka (Штука), Ju 87-G 1 (Густав).
- Советский штурмовик ИЛ-2.
- Советское артиллерийское орудие ЗИС-3.
Информационный сборник.
В ходе проведения мероприятия формируется информационный сборник по теме “Советская и немецкая военная техника в Курской битве 1943г.”.
Порядок формирования:
- Подготовлена заранее обложка-скоросшиватель с названием и оглавлением.
- После выступления каждый учащийся или группа сдает письменный материал в файле (формат А-4), который крепится в скоросшиватель.
- К концу мероприятия сборник готов.
Оформление.
- Тема мероприятия на доске.
- Выставка рисунков “Военная техника Великой Отечественной войны”.
- Компьютерная презентация (Приложение1).
Задание для учащихся, не вошедших в состав микрогрупп:
В течение мероприятия ребята решают кроссворд (Приложение 2), получая необходимые знания из выступлений учащихся класса.
Ведущий:
Курская битва проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года. В период Курской битвы произошло одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной войны. В этом сражении под железнодорожной станцией Прохоровка было сосредоточено (по разным источникам) от 1200 до 1500 танков советских и немецких.
Победа советских войск в Курской битве имела огромное политическое и военное значение. В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта, Германия и ее союзники были вынуждены перейти к обороне на всех театрах Второй мировой войны. Советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе. Победа под Курском означала завершение коренного перелома в ходе войны. Инициатива в ведении войны перешла окончательно к Советскому Союзу. В оккупированных гитлеровцами странах активизировалось движение Сопротивления.
Начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии Кейтель впоследствии заявлял, что после поражения германских войск летом 1943 г. для немецкого командования стала очевидной невозможность выиграть войну военными средствами.
Вступает в войну, ведет ее, побеждает в ней или проигрывает, конечно, человек. Применение человеком мощной военной техники увеличивает боеспособность армии, шансы на победу. Поэтому сегодня мы говорим о военной технике – немецкой и советской, примененной в Курской битве.
Ведущий:
Первую партию немецких танков Pz.Kpfw.V “Пантера” (Т-5 “Пантера) планировалось изготовить к 12 мая 1943 года, поскольку 15 мая должно было начаться немецкое наступление под Курском – операция “Цитадель”. Однако в течение февраля и марта большую часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, а в апреле вообще не приняли ни одного. В связи с этим сроки наступления перенесли на конец июня.
Выступление учащихся по теме: немецкий танк Т-V “Пантера”.
Ведущий:
Во время войны танк Т-34/76 был обследован в английской школе танкостроения. Содержащийся в отчете вывод дает заслуженную высокую оценку М.И.Кошкину и его КБ: “Конструкция танка свидетельствует о четком понимании его важнейших боевых качеств и требований войны с должным учетом особенностей подготовки русского солдата, театра боевых действий и имеющихся производственных возможностей. Если принять во внимание, что Россия совсем недавно создала тяжелую промышленность и что большая часть ее индустриальных районов занята противником, создание и производство таких высококачественных танков представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого класса…”
Выступление учащихся по темам:
советские конструкторы –
А.Морозов, М.Кошкин;
советский танк Т-34.
Ведущий:
Сейчас я предлагаю вам решить задачу:
Летом 1943г. Народный Комиссариат Обороны СССР установил денежные выплаты за каждый подбитый вражеский танк. Сколько всего должен был получить экипаж Т34-76 за уничтоженный танк противника?
1. В решении вам помогут два документа, показанные на экране:
Экипаж Т-34-76 состоял из 4-х человек:
- командир танка, он же наводчик орудия;
- механик-водитель;
- заряжающий;
- стрелок-радист.
2. Приказ о поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника № 0387 был подписан народным комиссаром обороны маршалом Советского Союза И. Сталиным 24.06.1943 года. В нем говорилось, что за уничтоженный вражеский танк экипажу нашего танка полагалось вознаграждение:
- по 500 рублей - командиру, механику –
водителю, командиру орудия;
- по 200 рублей - остальным членам экипажа.
Ответ:
Экипаж Т-34-76 состоял из 4-х человек и, согласно приказу, его члены должны были получить:
- командир танка, он же наводчик орудия (500 рублей);
- механик-водитель (500 рублей);
- заряжающий (200 рублей);
- стрелок-радист (200 рублей).
Следовательно, за уничтоженный танк противника экипаж Т-34-76 должен получить 1400 рублей.
Ведущий:
В марте 1942 года Гитлер потребовал от конструкторов разработать новую боевую машину с 88-мм сверхмощной длинноствольной пушкой. Это должен был быть истребитель танков.
Выступление учащихся по темам:
немецкий конструктор Фердинанд
Порше.
немецкая противотанковая САУ “Фердинанд”.
Ведущий:
В 1943 году эти советские САУ в войсках получили прозвище “Зверобой”. Почему? Сейчас мы об этом узнаем.
Выступление учащихся по теме: советская САУ СУ-152 – “Зверобой”.
Ведущий:
Зловещая внешность этого пикирующего бомбардировщика, похожего на хищную птицу с выпущенными когтями, сирены, от которых кровь стыла в жилах, бомбы, летящие с поразительной точностью и мистическая неуязвимость для зенитного огня, стали символом Блицкрига.
Выступление учащихся по теме: немецкие самолеты: Ju 87 Stuka (Штука), Ju 87-G 1 (Густав).
Ведущий:
Наши солдаты называли этот самолет уважительно-ласково “Илюша” и всегда ждали его участия в подавлении огневых средств, живой силы и укреплений врага.
Выступление учащихся по теме: советский штурмовик ИЛ-2.
Ведущий:
Производство этого артиллерийского орудия, несмотря на его выдающиеся характеристики, первоначально было запрещено маршалом Куликом, и оно собиралось и поступало в войска “подпольно” в крайне малых количествах. Только в 1942 году, по личному указанию Сталина, началось его серийное производство. Сталин сказал конструктору В.Г.Грабину: “Товарищ Грабин, вы создали артиллерийский шедевр”.
Выступление учащихся по теме: советское артиллерийское орудие ЗИС-3.
Ведущий:
Спасибо за интересные сообщения!
Вот такой информационный сборник у нас получился (демонстрирует).
А сейчас предлагаю вам принять участие в блиц-опросе. По фотографиям на экране вы должны определить и назвать людей и виды военной техники.
Блиц-опрос.
На экране представлены:
- танк Т-34/76
- САУ “Фердинанд”
- танк Т-V “пантера”
- А.Морозов
- М.Кошкин
- САУ СУ-152
- Ф.Порше
- артиллерийское орудие ЗИС-3
- самолет Ju 87
- самолет ИЛ-2
- вопрос: участвовали ли танки английского производства в танковом сражении под Прохоровкой?
- танк “Черчилль”
Ведущий:
Всю сегодняшнюю презентацию сопровождала эмблема. Это эмблема Курской битвы, разработанная Курдаковой Дарьей (7г класс). Это было одно из заданий всероссийского конкурса в г. Обнинске.
Я предлагаю вам принять участие в школьном конкурсе “Эмблема Победы”. (Сообщить условия и срок сдачи).
Чтец:
Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьет в броню осколочный снаряд.Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны.
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить.
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
Ведущий:
Ребята, у вас на столах – сигнальные карточки. Если вы удовлетворены результатом своей самостоятельной поисковой работы, самим сегодняшним мероприятием, поднимите красную карточку. Если вы остались равнодушны к процессу подготовки и проведения нашего мероприятия, поднимите синюю карточку. Если вы не удовлетворены, поднимите желтую карточку.
(Вывод)
Спасибо за внимание!