Цели:
- воспитание в детях чуткости;
- пробуждать стремление к добрым делам, внимательное и бережное отношение к слову;
- расширить кругозор учащегося об истории родного края;
- совершенствовать навыки чтения;
- обучение творческому пересказу (с изменением лица рассказчика )
Активизация слов: Эпос, поэма.
Оборудование:
- хрестоматия "Северные родники",
- магнитофон,
- запись "Песни народов севера",
- толковый словарь Ожегова,
- художественная литература.
Ход урока
1. Организованный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- С творчеством, какого народа мы познакомились
на прошлом уроке?
- О ком мы говорили на уроке?
(о героических подвигах богатыря Перы)
Чтение по ролям текста "Педор Кирон защищает Русскую землю".
- С какими русскими богатырями можно сравнить богатыря Перу?
3. Тема и задачи урока.
- Какие жанры народного творчества Севера вы знаете? (сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, камлания :)
Богат фольклор северного народа. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством народа коми. Познакомимся со старинной коми эпической поэмой "О Вавле", предводителе ненецкой бедноты, защитнике обездоленного народа.
Словарная работа:
- Поэма - большое стихотворение произведение на историческую и героическую тему.
- Эпос - произведение народного творчества, героические сказания, песни.
4. Работа над текстом.
(На фоне музыки) Из далёкого прошлого доносятся до нас былины, легенды и песни о Вауле Пиеттомине. Его именем названы: мыс, вершина, горы, озеро, родник.
(слушание музыки)
Чтение первой части поэмы учителем.
- Что вы почувствовали прослушав 1 часть?
(тревога, надвигается что-то тяжёлое, нехорошее)
- Кто рассказывает об этом?
- Какие слова не понятны?
2) Чтение текста и анализ.
Уже в начале поэмы слышна тревога.
- Какие выражения дают понять, что надвигается что-то недоброе? (тяжёлые взмахи, тени тёмные, дурной знак)
- Какая примета - предсказание есть в поэме?
(не летают гуси зимой)
- Какие приёмы использует автор в поэме? (Сравнение. Полёт гусей, с колебанием воздуха от тяжёлых взмахов мощных птиц; тени с зимним снегом).
3) Чтение про себя 2 части поэмы и анализ.
Словарная работа. Чтение вслух по цепочке.
- Найдите и прочитайте:
Князья боялись Вавле?
Плохо относились к нему?
Ехали далеко?
- О чём думал Вавле, когда его скрутили? Прочитайте.
- Подумайте и ответьте сами на его вопрос, за что?
(отбивал оленей у богатых и раздавал бедным; снижал сцены на рыбу; отменял налоги)
- Какие последние слова он говорил ямщикам?
- Как народ помнит и чтит героя?
Чтение отрывков из художественной литературы Ваули, что говорили князьки, когда хотели заманить его.
- Каким он был? (смелым, храбрым, сильным, зла не помнит, добра ждёт).
5. Подготовка к творческому пересказу.
Выражения от первого лица заменить выражениями от третьего лица.
Вдруг слышит, кто-то летит, Они услышали, что кто-то летит. Дядя! - воскликнул я и т.д. Дядя! - воскликнул племянник.
6. Дома по выбору.
1) творческий пересказ 1 части
2) словесное рисование
7. Что нового вы узнали?
- Подведение итогов. (звучит музыка)
Вывод: И сегодня говорят на Ямальской земле "В тундре каждый камень о Ваули помнит".