Литературное краеведение. 4-й класс. Урок по теме "Коми-эпическая поэма "О Вавле"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • воспитание в детях чуткости;
  • пробуждать стремление к добрым делам, внимательное и бережное отношение к слову;
  • расширить кругозор учащегося об истории родного края;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • обучение творческому пересказу (с изменением лица рассказчика )

Активизация слов: Эпос, поэма.

Оборудование:

  • хрестоматия "Северные родники",
  • магнитофон,
  • запись "Песни народов севера",
  • толковый словарь Ожегова,
  • художественная литература.

Ход урока

1. Организованный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- С творчеством, какого народа мы познакомились

на прошлом уроке?

- О ком мы говорили на уроке?

(о героических подвигах богатыря Перы)

Чтение по ролям текста "Педор Кирон защищает Русскую землю".

- С какими русскими богатырями можно сравнить богатыря Перу?

3. Тема и задачи урока.

- Какие жанры народного творчества Севера вы знаете? (сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, камлания :)

Богат фольклор северного народа. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством народа коми. Познакомимся со старинной коми эпической поэмой "О Вавле", предводителе ненецкой бедноты, защитнике обездоленного народа.

Словарная работа:

  • Поэма - большое стихотворение произведение на историческую и героическую тему.
  • Эпос - произведение народного творчества, героические сказания, песни.

4. Работа над текстом.

(На фоне музыки) Из далёкого прошлого доносятся до нас былины, легенды и песни о Вауле Пиеттомине. Его именем названы: мыс, вершина, горы, озеро, родник.

(слушание музыки)

Чтение первой части поэмы учителем.

- Что вы почувствовали прослушав 1 часть?

(тревога, надвигается что-то тяжёлое, нехорошее)

- Кто рассказывает об этом?

- Какие слова не понятны?

2) Чтение текста и анализ.

Уже в начале поэмы слышна тревога.

- Какие выражения дают понять, что надвигается что-то недоброе? (тяжёлые взмахи, тени тёмные, дурной знак)

- Какая примета - предсказание есть в поэме?

(не летают гуси зимой)

- Какие приёмы использует автор в поэме? (Сравнение. Полёт гусей, с колебанием воздуха от тяжёлых взмахов мощных птиц; тени с зимним снегом).

3) Чтение про себя 2 части поэмы и анализ.

Словарная работа. Чтение вслух по цепочке.

- Найдите и прочитайте:

Князья боялись Вавле?

Плохо относились к нему?

Ехали далеко?

- О чём думал Вавле, когда его скрутили? Прочитайте.

- Подумайте и ответьте сами на его вопрос, за что?

(отбивал оленей у богатых и раздавал бедным; снижал сцены на рыбу; отменял налоги)

- Какие последние слова он говорил ямщикам?

- Как народ помнит и чтит героя?

Чтение отрывков из художественной литературы Ваули, что говорили князьки, когда хотели заманить его.

- Каким он был? (смелым, храбрым, сильным, зла не помнит, добра ждёт).

5. Подготовка к творческому пересказу.

Выражения от первого лица заменить выражениями от третьего лица.

Вдруг слышит, кто-то летит, Они услышали, что кто-то летит.
Дядя! - воскликнул я и т.д. Дядя! - воскликнул племянник.

6. Дома по выбору.

1) творческий пересказ 1 части

2) словесное рисование

7. Что нового вы узнали?

- Подведение итогов. (звучит музыка)

Вывод: И сегодня говорят на Ямальской земле "В тундре каждый камень о Ваули помнит".