Цель: создать условия для формирования понятия использования логических функций в электронных таблицах.
Задачи:
- сформировать навык применения знаний о разветвляющихся алгоритмах и логических высказываниях для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
- развить умения применять логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ для решения задач с помощью электронных таблиц Excel;
- развить навык построения диаграмм и создания блок-схем в электронных таблицах Excel;
- способствовать развитию творческого подхода и логического мышления;
- воспитывать самостоятельность и трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: лекция, практическая работа на компьютере.
ТСО: компьютер, программа MS Office Excel.
План урока
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация проблемы – 10 мин.
- Изложение нового материала – 25 мин.
- Практическая работа на компьютере – 40 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент:
Опрос присутствующих, объявление темы, целей и задач на урок.
2. Актуализация проблемы:
Логические высказывания – это повествовательное предложение, в отношении которого имеет смысл говорить о его истинности или ложности (по Аристотелю, основателю логики как науки).
Какое предложение является логическим высказыванием?
- Сегодня идет дождь. (да)
- Сколько тебе лет? (нет)
- Как прекрасна жизнь! (нет)
- Во вторник не будет информатики, но будет физика. (да)
Некоторые высказывания могут содержать несколько ложных и/или истинных высказываний, которые соединяются между собой словами и, но, или, а, не. Такие логические высказывания являются составными от простых высказываний, а слова, соединяющие простые высказывания в сложные, образуют логические операции.
Логика изучает такие операции над высказываниями, в результате которых снова получается высказывание. Язык логики больше похож на математические формулы, в которых переменные – это простые логические высказывания, а символы между ними – логические операции. Определены следующие логические операции (см. таблицу 1):
Таблица 1
Логические операции | Символы | Слова |
конъюнкция (логическое умножение, пересечение множеств) | &, /\, . | и, а, но (AND) |
дизъюнкция (логическое сложение, объединение множеств) | V, + | или (OR) |
отрицание (инверсия) | O , – , ‘ | не (NOT) |
Например, первое высказывание можно представить одной переменной Х-“сегодня идет дождь” и оно может быть истинным или ложным в зависимости от сегодняшнего дня, а 4-е высказывание: с помощью двух простых высказываний А-“во вторник будет информатика” и В-“во вторник будет физика” и операции отрицания и конъюнкции можно будет записать так: А’ & B. Для обозначения истинности или ложности высказывания используют обозначения 1 и 0, или И и Л, или TRUE и FALSE соответственно. Тогда выражение:
А’ & B = 1 означает, что 4-е высказывание
истинно;
А’ & B = 0 означает, что 4-е высказывание ложно;
Х = 1 означает, что 1-е высказывание истинно;
Х = 0 означает, что 1-е высказывание ложно.
Для определения истинности высказываний используют таблицу истинности для определенных логических операций (см. Таблицу 2)
Таблица 2
X | Y | X&Y | X+Y | X’ |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
3. Изложение нового материала:
В электронных таблицах Excel для составления логических высказываний используют функции из категории “Логические”: И(); ИЛИ(); НЕ(); ИСТИНА(); ЛОЖЬ().
Логические высказывания используются в разветвляющихся алгоритмах при проверке условия. Если логическое выражение истинно, то алгоритм пойдет по одной ветке, если ложно, то по другой. В электронных таблицах Excel для проверки условия используют функцию из категории “Логические”: ЕСЛИ (<условие в виде логического высказывания>; <действие в случае истинности высказывания>;<действие в случае ложности высказывания>). Для определения количества совпадений по заданному условию используют функцию из категории “Статистические”: СЧЁТЕСЛИ (<диапазон>; <условие>). Рассмотрим применение этих функций на примерах.
Пример 1: Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок 1).
Рисунок 1
На рисунке видно, что область состоит из двух частей С и D. Каждая область в свою очередь является пересечением плоскостей (множество точек, удовлетворяющих неравенству). Для определения этих плоскостей составим неравенства, которые получаются из уравнений прямых и окружности, ограничивающие эти плоскости. Для решения задачи определим выделенную область как объединение (дизъюнкция) областей С и D. В свою очередь область C определим как пересечение плоскостей (конъюнкция): (y<0), (x<0) и (x^2+y^2<4), а D – как пересечение плоскостей: (x^2+y^2>4) и ((0<x) и (x<2) и (-2<y) и (y<0)). Тогда условие для проверки принадлежности точки выделенной области запишется так: (y<0) & (x<0) & (x^2+y^2<4) + (x^2+y^2>4) & ((0<x) & (x<2) & (-2<y) & (y<0)) или, используя логические функции и относительные ссылки на ячейки А2 и В2 (где хранятся значения координат (х, у) заданной точки) ИЛИ (И(B2<0; A2<0; A2^2 + B2^2 < 4); И(A2^2+B2^2>4; 0<A2; A2<2; -2<B2; B2<0)). Это условие подставим в ячейку С2 в функцию ЕСЛИ(). И для набора точек скопируем эту формулу на следующие ячейки С3-С11. Получим следующий результат (см. Таблицу 3):
Таблица 3
x | y | D0 |
1 | -1 | не принадлежит |
3 | 5 | не принадлежит |
0 | -1 | не принадлежит |
1 | -1,8 | принадлежит |
-1,7 | 1,7 | не принадлежит |
2 | 5 | не принадлежит |
5 | -1,2 | не принадлежит |
-0,5 | 0,5 | принадлежит |
2 | 2 | не принадлежит |
1,5 | 1,5 | не принадлежит |
Для наглядности на другом листе вставим диаграмму, изображающую эту область. С помощью мастера диаграмм выберем точечную диаграмму со значениями, соединенными отрезками без маркеров. Для нее подготовим таблицу точек. Для окружности используем полярные координаты, которые зависят от угла F и радиуса R: x=R*cos(F), y=R*sin(F). В нашем примере R=2, а угол F меняется от 0 до 2*ПИ(). Для квадрата достаточно указать координаты вершин в порядке обхода. Получим (см. Рисунок 2):
Рисунок 2
Пример 2: Определить наибольший общий делитель двух чисел m и n по алгоритму Евклида.
Приведем блок-схему алгоритма Евклида (см. Рисунок 3):
Рисунок 3
Пусть значения m и n находятся в ячейках A2 и B2, а результат – в ячейке C2, в которой и будет записана формула. В алгоритме используется два условия, поэтому функция ЕСЛИ будет вызвана дважды: =ЕСЛИ (A2=B2; B2; ЕСЛИ (A2>B2; A2-B2; B2-A2)). Так как значения переменных тоже меняются, то вставим функцию ЕСЛИ ниже в ячейки A3 (=ЕСЛИ (A2>B2; A2-B2; A2) и B3 (=ЕСЛИ (A2<B2; B2; B2-A2). Теперь скопируем формулы ниже до тех пор, пока значения не станут равными. Получим следующий результат (см. Таблицу 4):
Таблица 4
m | n | НОД (m, n) |
21 | 49 | 28 |
21 | 28 | 7 |
21 | 7 | 14 |
14 | 7 | 7 |
7 | 7 | 7 |
4. Практическая работа на компьютере:
Задание для самостоятельной работы:
Вариант 1:
Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок4). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.
Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, возраст, и рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см? Возраст не должен превышать 13 лет. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.
Рисунок 4
Вариант 2:
Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок5). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.
Есть данные об оценках, полученных при поступлении в вуз абитуриентами на математический факультет: по русскому языку, математике и информатике. Определить средний балл и количество поступивших абитуриентов по проходному баллу. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.
Рисунок 5
Вариант 3:
Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок6). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.
Есть информация о росте и весе женщин и мужчин. Определить, кому стоит худеть, а кому нет. Если вес больше чем (рост-100) в 1,5 раза, то срочно нужно худеть. Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.
Рисунок 6
Вариант 4:
Определить, принадлежит ли точка с координатами (x,y) выделенной области (см. Рисунок7). Построить диаграмму, отображающую заданную область и точки.
При температуре воздуха зимой до –20° С потребление угля тепловой станции составляет 10 тонн в день. При температуре от –30°С до -20°С дневное потребление увеличивается на 5 тонн, если температура воздуха ниже -30°С, то потребление увеличивается еще на 7 тонн. Составить таблицу потребления угля тепловой станции за неделю. Сколько дней температура воздуха была ниже -30°С? Построить блок-схему, реализующую алгоритм решения задачи.
Рисунок 7
Решение учеников: см. Приложение1 и Приложение2.
5. Подведение итогов:
Мы изучили логические функции И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ и научились строить с помощью них логические выражения и условия. Применили полученные знания при решении задач. А также повторили построение диаграмм и блок-схем. Подведем итоги и оценим вашу работу:
- на “отлично” – правильное составление логического выражения и использование логических функций, а также использование мастера диаграмм и построение блок-схем;
- на “хорошо” – частичное выполнение задачи, например, не подсчитано количество с помощью функции СЧЁТЕСЛИ или построение диаграммы не закончено;
- на “удовлетворительно” – частичное выполнение задачи, например, не подсчитано количество с помощью функции СЧЁТЕСЛИ или условие построено не верно, и не используются графические объекты;
- на “неудовлетворительно” – результат не верен.