Цели:
- развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
- знакомство с разными видами эпистолярного жанра, формирование навыков работы с деловыми письмами;
- эстетическое воспитание учеников.
Репродукции: И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», А.И.Лактионов «Письмо с фронта».
ХОД УРОКА
– Рассматривая полотна известных художников, вспомним строки К.Симонова:
Письма пишут разные,
Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные…
– Сформулируйте цель урока (запишите в свой маршрутный лист).
Создаём интеллект-карту (ученики заполняют лист самостоятельно).
1. Подберём синонимы к определению. (Словарь синонимов. З. Е. Александрова М.: Русский язык, 1975 г., с. 600):
Разные – различные, всевозможные, всякие,
разнотипные.
Прекрасные – хорошие, милые, замечательные,
интересные, великолепные, чудесные.
2. Давайте рассмотрим берестяное письмо мальчика Онфима (С. Романовский «Родина. Рассказы». М.: Дет. литература, 1990, с. 24). Почему у воина на рисунке-письме трёхпалая ладошка. (Боевые рукавицы)
3. Подумайте и запишите, какие вы знаете письма-свидетели исторической эпохи. Назовите адресантов и адресатов:
А) «Чего умеете, не забывайте доброго, а чего не
умеете – учитесь» (Ярослав Мудрый внукам)
Б) «Наша жизнь так коротка, и сила разума, которая
в нас, так велика, что не стоит жить, поступая
неправильно…» (Л. Толстой в письме английскому
офицеру в Индию на вопрос: «Как жить?». 1894 г.)
В) В какой город и зачем летели со всего земного
шара письма-журавлики? (В Хиросиму девочке,
верившей, что письма-журавлики вылечат ее и
наступит мир навсегда.)
Г) Что вы знаете о письме Саманты Смит? (Текст
раздаётся ученикам. Я. Годулина. «Главный вопрос
Саманты». ж. Пионер, №5, 2007 год, с. 20)
4. Есть особые письма – белые треугольники. Послушайте фрагмент письма нашего земляка Кряжева Виктора, уроженца деревни Треничи Оричевского района.
23 августа 1941 г.
… моя сестрица,.. нахожусь от тебя в далеком
городе Азове. Рано ты стала дожидать меня домой…
надо мне скорее учиться, чтоб лететь на бой с
фашистами – немцами. Так вот домой значит ехать
некогда – воевать надо скорее, надо бить и
уничтожать фашистов, как мух. Мухи, знаешь, перед
смертью осенью какие злые бывают, так вот и немцы
такие злые звери: видимо их смерть близко…
Летчик В. Кряжев в возрасте 21 года геройски
погиб в бою, выполняя боевое задание, 2 января 1943
года.
Какова значимость этих писем без марок? (Это
письма-боль, письма-память. Это бесценные
семейные реликвии.)
5. В творчестве авторы нередко использовали
письмо как художественный приём для раскрытия
образа героя или идеи произведения. Трепетное
письмо Т. Лариной (А. Пушкин «Евгений Онегин»),
робкое И. Обломова (И. Гончаров «Обломов»), нежное
Джулии (В. Быков «Альпийская баллада»),
глуповатое (А. Чехов «Письмо ученому соседу»),
судьбоносное (В. Каверин «Два капитана»).
Назовите произведение и автора:
«Бросается в глаза, что почти все рассказывают о своей беде без жалоб. Чувство достоинства помогает им быть сдержанным: Одну мою дочь сожгли в печах Освенцима. Двадцать лет ищу вторую дочь – Шуру Королёву. У неё на левой руке выжжен номер 7735.» (А. Барто «Найти человека». М.: Советский писатель, 1970 г., 304 с.)
«Я больше не могу писать… такая тяжесть в голове… прощай, любимый, прощай, благодарю тебя. Всё, что было, было хорошо, вопреки всему…» (С. Цвейг «Письма незнакомки». Новеллы. Архангельск, 1987 г., с. 512)
«Ах, Анна, какой стыд! Нет, честно говоря, ничего стыдного в этом не вижу. Почему же мы, любя друг друга, должны отдаляться? Зачем нам ждать, пока мы вырастем?» (Письмо А. Франк. Е. Богат «Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей». М.: Дет. литература, 1981 г., 245 с.)
«Влияния бывают и хорошие, и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддастся дурному влиянию. Он сам выбирает себе путь.» (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном.» Школьная роман-газета №3(15), 1997 г.)
6. Продолжите заполнять интеллект-карту. Назовите виды деловых писем, используя карточки-тексты. Составьте памятку для работы с деловыми письмами. (Кривенцева «Русский язык. Деловая речь. Деловое письмо. 10-11 кл.». Учитель, 2007, с. 143)
7. «Доселе наш язык к почтовой прозе не привык», -
писал А. С. Пушкин. Эпистолярный жанр не
устарел. Все вы пользуетесь электронной почтой.
Давайте вспомним особенности электронных писем.
(Соединение устной и письменной речи, быстрота
ответа, сериальность писем, межписьменная
анафора: несколько тем-реплик, возможность
отсутствия формул приветствия и прощаний,
наличие сленга и сокращений, общение диалогично
или полилогично, спонтанно, графическое
изображение: смайлики-значки, видеоряды и
аудиосредства.)
Главное для нас – это овладение культурой
общения и бережное отношение к богатству родного
языка.
Итак, урок подошёл к концу. Закончите
предложение: сегодня я на уроке…
Домашнее задание:
- Напишите электронное письмо любимому актёру или спортсмену со словами благодарности.
- Или напишите письмо от лица любимого литературного героя.