Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи.
Задачи урока:
- актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;
- научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;
- усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.
Оборудование: распечатки текстов, слайды.
ХОД УРОКА
Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
– В каких словах заключена основная мысль
стихотворения?
– «Продышите» строки любимых стихотворений?
Почему они запомнились вам?
Ученики читают по памяти любимые строки,
например: «Шёпот, робкое дыханье, трели
соловья…», «Блестело море всё в ярком свете, и
грозно волны о берег бились…» и т.д. Объясняют,
что запомнились из-за гармоничной связи смысла
и звучания, мелодики или ритмичности.
Учитель сообщает тему и цель урока.
Задание № 1.
Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А.Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
Задание № 2. (Приложение 1)
Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького.
Вариант рукописи | Замечание М. Горького |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 3. (Приложение 1)
Учитывая уроки предыдущего задания и советы М.Горького, из предложенных аббревиатур выберите название нашего школьного театра. Предложите свой вариант.
- ТОУ – театральная организация учащихся.
- КИТ – клуб интересующихся театром.
- ТКУ – театральный клуб учащихся.
- ТКШ – театральный клуб школьников.
- ШТИ – школьное театральное искусство.
- ШТО – школьное театральное общество.
- ОТИ – общество театрального искусства.
Задание № 4. (Приложение 1)
Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.
- Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)
- Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)
- Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.)
- Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)
- Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)
- Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.)
– Сроки каких авторов вы узнали?
– Как называется использованный поэтами
приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись
– приём усиления изобразительности текста путём
такого звукового построения фраз, стихотворных
строк, которое соответствовало бы
воспроизводимой сцене, картине, выражаемому
настроению.)
Задание № 5. (Приложение 1)
Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.
I группа. | II группа. |
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. Чуждый чистым чарам
счастья, |
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Пушкин. |
Аллитерация – приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. | Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. |
Задание № 6. (Приложение 1)
Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)
1) Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.2) Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Задание № 7. (Приложение 1)
Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.
Первоначальный вариант | Окончательный вариант |
Любви печальную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал. |
Любви безумную тревогу Я слишком рано, может быть, узнал. |
Услышишь суд глупца И черни смех холодный... |
Услышишь суд глупца И смех толпы холодный… |
Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор… |
Убит!.. К чему теперь рыданья, Похвал и слёз ненужный хор… |
Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом бесчувственных (презрительных) невежд… |
Отравлены его последние мгновенья Коварным шёпотом насмешливых невежд… |
Слова надежды повторяя, Чужда тоски душа твоя. |
Слова разлуки повторяя, Полна надежд душа твоя. |
И красные мчались на юг эскадроны. | И красные скакали на юг эскадроны. |
Задание № 8. (Приложение 1)
Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.
Первоначальный вариант | Окончательный вариант |
С раннего утра сюда стало стекаться всё население села. | Рано утром сюда начали идти люди со всего села. |
Пограничники охраняют границу как зеницу ока. | Пограничники надёжно охраняют границу. |
Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке. | Рисунки и гравюры, представленные на выставке, – это художественная летопись Москвы. |
На беспримерном примере полёта «Союза – 9» основывались авторы в снимании фильма. | В основу фильма был положен беспримерный полёт космического корабля «Союз – 9». |
Задание № 9. (Приложение 1)
Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.
Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
(Один из возможных вариантов ответа:
«В стихотворении А.С.Пушкина «Царскосельская
статуя» воспета одна из самых известных
достопримечательностей Екатерининского парка
Царского села. Это фонтан «Девушка с кувшином»,
изображающий сидящую девушку с черепком в руках
и разбитый кувшин у её ног, из которого
неиссякаемой струёй течёт вода.
Великий поэт сумел воспроизвести образ не
бездвижной скульптуры, но живой «Девы».
Благодаря аллитерации мы явственно слышим
грохот и звон разбиваемого о скалу кувшина: «Урну
с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Звонкие взрывные звуки передают мгновенное,
краткое действие. Лёгкий же и тихий шорох
бесконечно текущей воды, её вечное журчание нам
слышны в повторяющемся звуке «Ч» («…над вечной
струёй, вечно печальна сидит».) Таким образом,
поэт с помощью звукописи соединил в столь
небольшом стихотворении и кратковременное
действие, и вечность.)
Домашнее задание. Подготовьте письменный связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии стихотворения «На холмах Грузии…» Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.
(Один из возможных вариантов работы:
«В сознании А.С.Пушкина всегда
присутствовала ассоциация Грузии с её песнями.
Он писал: «Песни грузинские приятны и по большей
части заунывны». В стихотворении «На холмах
Грузии» это представление получает фонетическую
поддержку: звуковое совпадение «Грузии» –
«грустный». Аллитерация в первых 3-х строчках:
Грузия, Арагва, грустно – способствует созданию
чувства спокойной уверенности. Перекликается с
этим понятием и самое сокровенное чувство –
любовь. Лишь звуковым намёком (мягким Л) оно
присутствует в первой строчке: «лежит». Более
ясно – в третьей: «Мне грустно и легко; печаль
моя светла…», а названо (дважды) только в
конце стихотворения.
Между грустью и любовью особое место занимает
печаль, и поэтому печаль пронизана
необыкновенным светом, свет становится
качеством её. Звуковой образ «печаль»
распространяется на все слова с ударным «А»:
мгла, Арагва, светла, полна. Благодаря ассонансу и
открытому ударному слогу стихотворение
приобретает особый лиризм. Лирический герой
открыт миру.)
Использованная литература:
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.
- Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.
- Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика – Пресс, 1997.