Урок русского языка в 4-м классе . Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные;
  • прививать любовь к родной природе.

Оборудование: карточки с падежами (у каждого учащегося), на доске прикреплена “ромашка” с заданиями на обратной стороне лепестка, картина “Весна”, картинки для словарной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Тема урока.

- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном, сейчас нам предстоит обобщить полученные знания.
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами. (дети называют падежи с вопросами).
- А теперь поиграем. Игра называется “Во всех падежах”.

- Послушайте стихотворение “Приключение зелёного листа” и с помощью карточек, покажите, в каких падежах стоит словосочетание зелёный лист. Затем выписываем эти словосочетания.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный (И.п.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа (Р.п.)
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу (Д.п.)
Лапой – хвать зелёный лист (В.п.)
Дескать – поиграем.
“Не хочу”, – парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным (Т.п.)
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал….
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.(П.п).

(Ю. Карасёва)

3. Самостоятельная работа.

А теперь назовите мне, 5 любые числа до 20. (дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепесток цветка, и готовят в тетради задание.).

Пока дети выполняют работу в тетрадях, остальные пишут словарную работу.

4. Картинный словарь.

- Запишите слово вместе с прилагательным, определите род прилагательных. Проверяем.
- Как определить род прилагательного? Докажите.

5. Проверка самостоятельных работ.

Проверяем работу ребят, работавших в тетрадях. (дети читают задания с лепестка и выполнения этого задания).

6. Физминутка.

7. Работа по развитию речи.

- Перед вами картина. – Какое время года изображено на картине?
- Почему вы так думаете. – Какие краски использовал художник, чтобы показать это время года.
- Составьте предложения по картине, используя прилагательные.

Наступила долгожданная весна. Белый снег потемнел и начал таять. Потекли веселые ручейки. (примерно)

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

8. Игра “Когда это бывает?”.

- Угадайте по признакам время года и запишите их.

1.

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.

(Весна)

Лес и поле в зелени
Синяя река.
Белые, пушистые в небе облака.

(Лето)

Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные
Спелые плоды.

(Осень)

Лес и поле белые
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.

(Зима)

- Какие признаки помогли узнать время года?
- Запишите признаки и определите число прилагательного.
- Что повторили о прилагательном? (число)
- Мы повторили род, число, падеж прилагательных. Для чего нам это нужно? (для того, чтобы правильно писать безударные окончания прилагательных.)

9. Работа у доски.

- У прилагательного есть помощник – это вопрос.
- Как правильно определить окончание прилагательного? (по вопросу)
- Выполним такое упражнение.

По льду крепк…, снегом пушист…, лесом зимн…. На ярк… солнце, в син… небе, о смел.. девочке, из тонк… бумаги.

- Какие окончания поставили? Почему.

10. Итог урока:

- Чему мы научились изучая имя прилагательное?