В современном мире, где информация вышла на первый план, невозможно обойти вниманием использование IT-технологий на уроках.
Современные школьные кабинеты оборудованы интерактивными средствами обучения: мультимедийными проекторами, интерактивными досками. Стало очень легко использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – учебные электронные пособия различного рода. Этого очень не хватало во времена тотальной нехватки денег в образовательных учреждениях, когда лабораторное оборудование, изготовленное еще в середине прошлого века, морально устаревшее, постепенно приходило в негодность.
Не секрет, что использование информационных технологий способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуального подхода в обучении школьников, формированию у них познавательного интереса к будущей профессиональной деятельности, что значительно повышает их конкурентоспособность и мобильность на рынке интеллектуального труда. Применение информационных технологий не противоречит тем классическим принципам обучения, которые исторически сложились в дидактике, а, наоборот, способствует их более полному воплощению в учебно-воспитательный процесс.
Наряду с классическими принципами компьютерные технологии привносят в процесс обучения такие дидактические принципы как принципы информационной гуманности, метапредметности и мультимедийности.
Принцип информационной гуманности предполагает, что все элементы процесса обучения ориентируются на индивидуальные информационные возможности и психологические особенности школьника.
Под принципом мультимедийности понимается комплексность по форме и содержанию представления информации.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании внимания обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателей. [1]
Как известно, у человека есть три основных канала восприятия информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенности изучения физики заключаются в том, что задействованы все эти каналы (аудиальный – при объяснении материала, визуальный – при постановке опытов, кинестетический – при выполнении лабораторных работ), но работают они чаще по отдельности. Использование интерактивных средств обучения на уроках физики объединяет каналы восприятия и тем самым расширяет возможности учителя, как при объяснении нового материала, так и при закреплении.
Использование мультимедийного комплекса в работе учителя значительно расширило возможности преподавания, в том числе физики.
Одно из главных преимуществ использования ЦОР на уроках – это развитие образного мышления у обучающихся. Далеко не все явления можно красочно описать на словах, и, к сожалению, не каждый учитель на это способен. С помощью интерактивных моделей процессов, понятий, явлений можно добиться очень неплохих результатов в этом направлении.
Современные ЦОРы отличаются качеством исполнения, насыщенностью материалом, но как выяснилось, их использование на уроках в том объеме, в котором хотелось бы, несколько неудобно. Причиной тому систематичность изложения материала, в которой сходу разобраться сложно, невозможность использовать сразу несколько дисков с демонстрациями и анимацией процессов и явлений.
Отличный выход я нашла в использовании презентаций MS Power Point, в которые включены фрагменты из широко распространенных дисков по физике.
Мною созданы ряд презентации по курсу физики 7–10-х классов. Это сопровождение для уроков изучения новой темы, лабораторных работ, уроков решения задач.
Предлагаю Вашему вниманию презентацию по теме: “Тепловые явления” (Приложение 1)
В ней представлена анимация теплового движения молекул при нагревании, видеофрагменты демонстрирующие тепловые явления и собственные модели тепловых процессов. Для ее подготовки мною были использованы:
- Физика 7–11 библиотека наглядных пособий.- Дрофа, ЗАО “1С”.
- Физика учебное электронное издание. Практикум 7–11. ООО "Физикон".
- Физика 7–11 библиотека электронных наглядных пособий. “Кирилл и Мефодий”.
- При подготовке статьи были использованы материалы сайта: http://pedsovet.or