Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства начальной школы

Разделы: Начальная школа


Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, а ведь здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Сохранение и укрепление здоровья детей в настоящее время неизбежно сопряжено с важностью обучения различным аспектам здорового образа жизни с целью духовного, психического и физического воспитания, роста самосознания и самосовершенствования. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Формирование здорового образа жизни – проблема сложная и трудная. Современной школе необходимо обратить внимание на воспитание человека нового типа.

Учат человека многому. Но, как ни странно, нормам и навыкам здорового образа жизни специально нигде и никого (до последнего времени) не учили. Очевидна необходимость новых, нестандартных социальных методов и форм обучения и воспитания. Должны быть разработаны простые и доступные инструментальные способы быстрой оценки и самооценки состояния здоровья. Пользуясь ими, человек будет воочию убеждаться, к чему приводит неправильный и что дает правильный образ жизни. Большинство людей даже не осознают, что здоровый человек – не тот, который не болеет, а тот, у кого тело и дух находятся в полной гармонии друг с другом и с окружающим миром и кто умеет самостоятельно восстанавливать эту гармонию. Задача школы – формирование нового мировоззрения. Условие для этого только одно: надо учить. Учить здоровому образу жизни, учить различным методам сохранения и укрепления здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного больше, чем врач. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Существуют оздоровительные программы и системы, уже созданные специалистами, но мы используем свои собственные индивидуальные программы конкретно для себя и своих воспитанников. В этой работе мы выделяем несколько дополняющих и поддерживающих друг друга направлений:

  • Создание системы диагностических методик, направленных на выявление состояния здоровья младших школьников (знакомство с результатами диагностик ДОУ при приеме в школу, обследование будущих первоклассников, диагностика интеллектуального развития, карта состояния здоровья учащихся).
  • Осуществление здоровьесбережения через урочную деятельность по предмету (организация кружков, проведение декад по здоровому образу жизни, проведение конкурсов, учебные проекты, выпуск стенгазет).
  • Работа классного руководителя по формирование у детей здорового образа жизни (тематические классные часы, праздники, конкурсы, оформление альбомов, викторины, экскурсии).
  • Работа с родителями (родительский всеобуч, родительские конференции, организации экскурсий совместно с родителями, конкурсы семейных сочинений).
  • Совместная работа учителя с социально-психологической службой школы (беседы, анкетирование, ролевые и деловые игры, тренинги).

Мы считаем, что учитель начальных классов занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальной школы. Он олицетворяет для них все то важное и новое, что вошло в их жизнь в связи с переходом в школу. Он должен владеть основами здорового образа жизни, прогнозировать развитие своих учащихся, личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят ему и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

В современной школе основная форма обучения – классно-урочная, которая предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа. Но основной формой организации обучения в школе является урок. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. Каждый педагог должен сам строить уроки на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения; обеспечить необходимые условия для продуктивной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей; эффективно использовать педагогические средства здоровьесберегающих технология (физкультминуток, подвижных игр); формировать умения учиться, заботясь о своем здоровье; тщательно диагностировать, прогнозировать, проектировать, планировать урок с учетом особенностей учащихся.

Учитель начальной школы может использовать различные методы здоровьесберегающих технологий. Сведения о здоровом образе жизни учащиеся могут получать при изучении учебного предмета. Проведение здоровьесберегающего просвещения не нарушает логики изучаемого предмета, а является конкретным выражением дидактического принципа связи обучения с жизнью. Исходя из того, что просвещение школьников в вопросах здорового образа жизни – процесс активный, следует больше опираться на такие методы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Приводим пример проведения урока математики в 3-м классе с целью пропаганды здорового образа жизни.

Математика. 3 класс.

Тема: Умножение и деление многозначных чисел.

Тип урока: повторение пройденного материала.

Цель и задачи: продолжить работу по формированию у детей вычислительных навыков при умножении и делении многозначных чисел, развивать логическое мышление учащихся, способствовать поднятию у детей интереса к предмету, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Сюжетная линия: пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: карточки с задачами и примерами, запись песни В.Высоцкого “Утренняя гимнастика”, карточки с изображением геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке математики мы повторим изученный ранее материал: умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число, продолжим решать задачи изученных видов.

III. Актуализация знаний учащихся.

а) Математический диктант: решите примеры и узнайте зашифрованное слово. (В карточках у детей графа ответ отсутствует)

1. 490 уменьшите на 63.

2. Найдите сумму чисел 107 и 75.

3. Увеличьте 90 в 3 раза.

4. Уменьшите 420 в 6 раз.

5. Узнайте, на сколько 430 больше 160.

6. Найдите произведение чисел 16 и 6.

7. Найдите частное чисел 540 и 9.

8. Узнайте, во сколько раз 90 меньше 810.

Ключ ответ
182 – Д 1 – З
96 – В 2 – Д
60 – Ь 3, 5 – О
9 – Е 4 – Р
427 – З 6 – В
270 – О 7 – Ь
70 - Р 8 - Е

Учитель: Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно. Сегодня на уроке математики, кроме выполнения математических заданий, мы поговорим о бережном отношении к собственному здоровью, узнаем, что помогает сохранению здоровья.

б) Устный счет (решение “цепочкой” примеров, расшифровка слова “режим”):

15 х 6 : 5 х 4 + 18 = 100 + 84 х 5 + 320 : 4 = 32 + 48 : 12 + 16 х 5 =
35 + 45 : 15 х 12 + 12= 220 + 150 : 50 х 70=  
Ключ: Е – 83 Ж - 600 М – 116 Р - 90 И - 430

Учитель: Режим или распорядок дня поможет вам выработать определенный привычный ритм жизни: работы и отдыха. Удобно организованный режим поможет вам сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У вас будет все получаться без особого напряжения.

  1. Сколько времени у тебя уходит на дорогу? У меня дорога в школу занимает 3 минуты. Сколько это секунд?
  2. В какое время детям вашего возраста необходимо ложится спать? (Не позднее 22 часов). Если мальчик ничинает готовиться ко сну в 20 часов 45 минут, а ложится спать в 21 час. Сколько времени он тратит на подготовку ко сну? (15 минут)
  3. Сколько времени у вас уходит на выполнение домашнего задания? В среднем 2 часа. Сколько это составляет минут?

Учитель: после часа занятий обязательно давай отдых глазам, выполняй следующие упражнения: отведи глаза в сторону, поморгай, повращай глазами, закрой глаза, обведи глазами геометрическую фигуру (рисунки с изображением геометрических фигур – круга, шестиугольника и т.д.). Всего минута, а зрение улучшается!

Физкультминутка: поочередно, то правым, то левым плечом дети “пишут” трехзначные числа.

IV. Решение задач изученных видов.

Учитель: Существует поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как ты ее понимаешь? Известного ученого-медика Сперанского, который прожил долгую жизнь и ни разу серьёзно не болел, спросили: “В чем заключается ваш секрет?” И он ответил, что у него есть “тайное оружие” и оружие это – физкультура. Каждый человек обязан бороться за долголетие, думать о том, чтобы как можно дольше сохранить бодрость, спортивную форму.

- Кто из вас ежедневно делает зарядку?

- Кто из вас занимается в спортивных кружках?

а) Коллективное решение задачи по краткой записи.

В трех школах 940 учеников занимаются в спортивных секциях. В первой школе – 235 учеников, во второй в 2 раза больше, чем в первой. Сколько учеников занимаются спортом в третьей школе?

Решение:

  1. 235 х 2 = 470 (учеников ) – во 2-й школе.
  2. 2. 235 + 470 = 705 (учеников) – в 1-й и 2-й школе вместе.
  3. 3. 940 – 705 = 235 (учеников) – в 3-й школе

б) Устное решение задач:

Гимнаст за тренировку сделал 48 сальто вперед, а назад – на 6 больше.

Что мы узнаем, если произведем действия: 48 – 6, 48 – 6 + 48, 48 – (48 – 6)?

V. Физкультминутка под песню В.Высоцкого “Утренняя гимнастика”.

Самостоятельное решение задачи по карточкам.

Конькобежец 48 кругов пробежал в спокойном темпе, а с ускорением в 6 раз меньше. Во сколько раз больше конькобежец пробежал кругов в спокойном темпе, чем с ускорение?

Решение:

  1. 48 : 6 = 8 (кругов) – с ускорением.
  2. 48 : 8 = 6 (раз)

Учитель: Спорт не только укрепляет здоровье, но и делает человека сильным, смелым, решительным.

VI. Повторение порядка выполнения арифметических действий.

Учитель: Как вы думаете, что еще необходимо для здоровья? (Правильное питание)

Дети решают примеры самостоятельно по вариантам и узнают о том, какие продукты предпочтительнее есть, чтобы жить, чтобы расти, чтобы иметь энергию для работы, чтобы быть здоровым и хорошо себя чувствовать. Названия продуктов находятся на обратной стороне карточки.

1 вариант:

45 – 15 х 6 : 18 = 40 фрукты

8 + 280 : 40 х 16 = 120 овощи

560 + 40 х 8 – 20 = 860 хлеб, крупы

2 вариант:

25 х 4 – 16 х 4 = 36 молочные продукты

3 х (270 : 9) х 4 = 360 мясо, рыба

210 х 4 – 60 х 4 = 200 птица, яйца, орехи

VII. Решение уравнений по выбору учащихся.

Учитель: Отгадайте загадку.

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег (молоко).

Молоко – ценный продукт питания. Это перая пища человека. Сначала материнское, потом коровье. Чтобы дети росли здоровыми, на Белгородчине реализуется программа “Молоко – детям”. Результаты исследований ученых показали, что ежедневный прием молока уменьшает риск возникновения кариеса (болезни зубов). Давайте решим уравнения и узнаем, какое количество молока необходимо включать ежедневно в рацион третьеклассника.

у х 2 = 400 а – 136 = 64 с – 118 = 82 х + 123 = 323 х : 5 = 40

VIII. Подведение итогов урока.

- Чем занимались на уроке математики? О чем еще говорили?

Чтобы быть всегда здоровым,
Надо кушать помидоры,
Бодрым, стройным и веселым,
Фрукты, овощи, лимоны,
Дать совет я вам готова,
Кашу – утром, суп – в обед,
Как прожить без докторов.
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.

Доброго вам здоровья и счастливого завтрашнего дня.

На уроках русского языка, например, целесообразно включать в работу по чистописанию подборку пословиц (от А до Я):

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Бег не красен, да здоров.

Всякое дело поправимо, если человек здоров.

Где вода, там и жизнь.

Дай работу телу – отдохнет голова.

Если занемог, лечи болезнь в самом начале.

Жизнь дана на добрые дела.

Здоровье за деньги не купишь.

Излишняя сладость пуще горечи.

Крепок телом – богат и делом.

Лекарством можно излечить болезнь, но нельзя укрепить здоровье.

Мало хотеть, надо уметь.

Научись ценить здоровье, прежде чем заболеешь.

От сладкой еды жди беды.

Ум да здоровье дороже всего.

Правильное дыхание так же необходимо как пища.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.

Спорт сочетаешь с делом – здоров душой и телом.

Тяжелую болезнь хорошая пища лечит.

Шутка – минутка, а заряжает час.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения, через специально организованную двигательную активность, а также пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий с родителями. Эта работа должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога.