Урок истории. 7-й класс. Китай XVII—XVIII вв.

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Задачи:

Образовательная: на основе характеристики развития Китая выявить черты традиционного общества. Сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока.

Дидактические: развитие мыслительной деятельности: слушать, слышать, понимать, анализировать, делать выводы, сопоставлять. Формирование ценностных ориентаций. Формирование умений и навыков: работы с картой, текстом, самостоятельной работы.

Воспитательная: помочь ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. Умение осознавать эту “непохожесть” на других в историческом прошлом, будет способствовать развитию такого важного качества как толерантность.

Методы и приемы работы: проблемный или частично-поисковый метод. Приемы деятельности учителя: беседа и рассказ с опорой на наглядность. Активизация внимания через применение ключевого слова: характерные черты.

Используется текст с ошибками – контроль результатов первичного запоминания и итоговый тест – закрепление и проверка результатов.

Основные понятия и термины: традиционное общество, “сын неба”, Поднебесная империя, буддизм, даосизм, конфуцианство.

Оформление доски.

Задача: На основе характеристики развития Китая, выявить черты традиционного общества.

Проблемная задача: Какие черты развития Китая способствовали его превращению в полуколонию?

План

  1. Государственный строй.
  2. Развитие экономики.
  3. Сословный строй.
  4. Религии Китая.

На парты розданы таблицы (см. приложение 1) и тексты с ошибками.

По ходу объяснения нового материала Вы должны заполнить графу “Восточная цивилизация”. Сигналом к заполнению служит ключевое слово – характерные черты

1. Характерная черта традиционного общества - наличие абсолютной монархии.

По форме правления Китай был абсолютной монархией. Правителя Китая называли “Богдыхан”. Когда кортеж императора проезжал по улицам никто не мог выглянуть на улицу, все окна и двери закрывались. О смене правителя китайцы узнавали по смене девиза правителя. Императора называли “Сыном Неба”, а империя Китай называлась Поднебесной.

2. По древней традиции государство обладало правом верховной власти на землю и стремилось не дать расти частной собственности – это приводило к ослаблению центральной власти. Характерной чертой в экономике традиционного общества являлось то, что – в Китае земли делились на государственные и частные. Большинство казенных земель отдавалось крестьянам в “вечное держание”, а за это они должны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам их родственникам и приближенным, чаще всего они увеличивали свои земли за счет захвата крестьянских земель. Власти вообще легко могли лишить своих подданных их собственности, и не только земельной.

Всевластие государства, характерное для традиционного общества, проявляется в том, что являлось верховным собственником земель.

Деревенская община

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения.

Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Город и деревня

Сельское и городское население облагалось налогами в пользу государства. Все военные и служащие государства обязаны были под страхом смерти беспрекословно подчиняться государству. Казнь непокорных или провинившихся была делом обычным и повседневным. “Если одна семья совершит проступок, девять других семей привлекутся за соучастие” – надпись на стене в г. Сучжоу.

Каждый гражданин был записан в специальные книги, приписан к улице и кварталу, обязан был дважды в месяц ходить на проверки в управу. Все прибывавшие и убывавшие из города проходили регистрацию. В таких условиях товарно-денежные отношения и частная собственность на землю могли зарождаться лишь в столкновениях с устоявшимися традициями, религиозными идеями, системой государственного управления.

3. Сословный строй.

Характерной чертой традиционного общества является сословная система.

Существовали сословные перегородки, преодолеть которые было не просто.

Высшее сословие. Привилегии передавались по наследству. К нему принадлежали родственники императора и их потомки “Желтонопоясные”. “Краснопоясные” и “Железношлемные” - потомки приближенных первых императоров.

Шэньши – “ученые” - принадлежность не передавалась по наследству. Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Она давала право поступить на государственную службу. Правом сдать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне и ремесленники.

Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чиновники. Европейцы прозвали их мандаринами. Внешнее отличие мандаринов были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые и другие в зависимости от ранга.

Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Им не разрешалось заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.

Низшие ступени сословной лестницы составляли сословия земледельцев, ремесленников и торговцев.

На самом низу сословной лестницы находились женщины и рабы. Как они презренными считались актеры, уборщики, привратники государственных учреждений, а также люди, постоянно живущие на лодках на воде.

Работа с текстом – исправь ошибку (см. приложение 2). После выполнения работы, проверка: два-три ученика зачитывают ошибки и дают правильный ответ. Остальные учащиеся проверяют работу соседа по парте – взаимопроверка, и оценивают работу по пятибалльной системе.

4. Религия.

Нельзя понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Религиозно-культурной основой учений Китая явилось триединство основных учений Китая.

Работа с наглядной таблицей.

Конфуцианство Даосизм Буддизм
Конфуций 551-479 г. до н.э. Лао-Цзы VI-V вв. до н.э. Сиддхартха Гаутама VI-V вв. до н.э.
Мудрость

Гуманность

Верность

Почитать старших

Мужество

Жизнь природы и общества подчиняются дао Цель человеческой жизни отказ от всякого сильного чувства. Это приведет к прекращению страданий.
Только избранные могут обладать, но стремиться должны все Высший принцип поведения людей “пассивность”, а высшее благо подавление всех страстей и желаний. Непротивление злу насилием, равнодушное отношение к действительности, примирение с ней.
Человек должен твердо помнить свое положение в обществе, предопределенное Небом Идея любви и непротивление злу Побороть желания.

Перерождение души.

Нирвана.

В жизни людей давал надежду на спасение

Эти учения определяли морально-этические нормы поведения людей, древнее представление о мире, философские представления.

К началу нового времени сложилась система религиозных верований. Характерной чертой являлось – стремление быть в гармонии с природой, усовершенствование своей души и тела.

Проверка заполнение таблицы. Каждую графу комментирует один ученик.

Проверив заполнение таблицы, учитель спрашивает:

Какая задача стояла перед нами в начале урока? Какими чертами обладает традиционное общество? Заслушивается один-два ученика.

Затем учитель обращается к проблемной задаче. Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос Вам необходимо сравнить западную и восточную цивилизацию (работа с таблицей).

После ответов учеников, учитель делает вывод: В Китае XVII–XVIII вв. несмотря на высокий уровень развития торговли и ремесла не сложился капиталистический уклад, который в странах Западной Европы уже существовал. Причиной этому – неравномерность исторического развития различных стран, в Китае сохранялись рабовладельческие и первобытнообщинные пережитки.

После проверки заполнения таблицы для итогового контроля учащимся предлагается выполнить итоговый тест. (Cм. приложение 3).

Домашнее задание: учебник “Новая история 1500–1800” Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. & 28-30, записи в тетради.

Использованная литература:

  1. Учебник “Новая история” Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., М., Просвещение, 1998 г.
  2. Учебник “Новая история” Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., М., Просвещение, 2000 г.
  3. Тестовые задания по Новой истории(XVI–XX в.), Грибов В.С., М., Сфера, 1999 г.
  4. Рабочая тетрадь по “Новой истории 1500–1800”, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2000 г.

Приложение 1

Таблица “Основные черты западной и восточной (традиционной) цивилизаций”

Вопросы для сравнения Западная цивилизация Восточная (традиционная) цивилизация
Отношение к техническому прогрессу Стремление к прогрессу, постоянным изменениям  
Положение человека в обществе Ценность личной свободы и гражданских прав  
Организация власти Принцип разделения властей. Парламентаризм  
Отношение к собственности Господство частной собственности  
Отношение к природе Стремление подчинить себе природу  

Приложение 2

Текс с ошибками

“В Китае все население делилось на касты. К высшему сословию принадлежали родственники императора и их потомки – “краснопоясные”, имевшие право носить пояс императорского красного цвета. Привилегированным сословием были самураи и актеры. Внешним отличием актеров были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые или другие. Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Они активно занимались торговлей, ростовщичеством и ремеслом. Одну из низших ступеней сословной лестницы занимали земледельцы, трудолюбие которых не имело себе равных. Труд считался в Китае наказанием за грехи, на которое небо обрекло весь человеческий род”.

Приложение 3

Итоговый тест

1. Укажите, какое определение является наиболее подходящим для характеристики общественно-политического, экономического и культурного положения в Китае:

    А) Феодальное общество

    Б) Капиталистическое общество

    В) Традиционное общество

2. Какие из перечисленных представителей общественных слоев в Китае в XVII–XVIII вв. принадлежат: А – к высшим, Б – к низшим.

А) Мандарины, шэньши

Б) Торговцы и ремесленники

В) Помещики, владельцы мануфактур

Г) “Желтопоясные” и “Железношлемные”

Д) Актеры и привратники

Е) Крестьяне

3. Закончите предложение: Верховным собственником земли в Китае выступало …

4. По форме правления Китай в XVII–XVIII вв. представлял собой:

А) Конституционную монархию

Б) Абсолютную монархию

В) Республику