Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"

Разделы: История и обществознание


Первый конкурс

1. Какой принцип организации армии был использован Петром I:

А) всеобщая воинская повинность;

Б) рекрутские наборы;

В) всеобщее ополчение?

2. Что побудило Петра заложить город в устье Невы:

А) тщеславное стремление оставить после себя город;

Б) желание построить порт на Балтике;

В) необходимость создать крупный центр мануфактурного производства в Северной России?

3. Почему России в начале XVIII века удалось завоевать выход в балтийское море:

А) благодаря созданию русского флота;

Б) потому что в России проведены реформы в экономической и военной областях;

В) т.к. Швеция располагала слабым флотом?

4. Что такое протекционизм:

А) меры покровительства отечественной промышленности и торговле;

Б) денежная система введенная при Петре I;

В) вид налога?

5. Как называется налог введенный Петром I и заменивший все прежние государственные налоги:

А) подворное обложение;

Б) подушная подать;

В) ревизия.

6. Чем занималось Адмиралтейство:

А) морским флотом;

Б) наблюдением за корабельными лесами;

В) делами армии?

7. Что такое Синод:

А) высший законодательный орган в России;

Б) высший орган управления православной церковью;

В) церковные доходы?

8. Кто назвал Петра I “вечным работником”?:

А) М.Ю. Лермонтов;

Б) А.С. Пушкин;

В) Г.Р. Державин.

Второй конкурс

Вычеркните события, выпадающие из общей логики.

  • Введение рекрутских наборов,
  • строительство города в устье Невы,
  • разработка военных уставов,
  • заключение мирного договора с Турцией,
  • подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского,
  • внимание к боевой подготовке войск.

Третий конкурс

Подчеркните одной чертой год, в котором был основан Санкт-Петербург, и двумя - в котором он стал столицей России.

1698 1700 1701 1703 1709 1711 1712

Четвертый конкурс

Соотнесите даты и события

Начало Северной войны

Поражение русских под Нарвой

Первая победа русских над шведами в войне

Основание Петербурга

Сражение русских лодок со шведским кораблями

1700 г.

1701 г.

1703 г.

1702 г.

Пятый конкурс

Группам предлагаются небольшие тексты (ранее не использовавшиеся на уроках). Ребятам предстоит проанализировать их и выполнить задания. Ниже приводится 2 таких фрагмента (оба из повести А. Н. Толстого “День Петра”).

Текст № 1

У светлейшего в только что отделанной приемной зале, с высокими невиданными окнами, при свете двухсот свечей, танцевали. Четыре музыканта – скрипка, флейта, Фанфары и контрабас – дудели и пилили, обливаясь потом.

Боярыни и боярышни хотя и в немецких, но по-русски тяжелых платьях, нарумяненные, как яблоки, неловко держась за своих кавалеров, скакали и высоко подпрыгивали в общем кругу танцующих.

Посреди круга стоял герой мод и кутежей – Франц Лефорт.

Мимо него проносился, подпрыгивая, перепуганный, потный прапорщик гвардии, с дворянскими мясами, натуго перетянутыми суконным сюртуком.

Струи дыма ползли в залу из низкой комнаты, где за длинными столами играли в шахматы, курили, пили вино и хлопали друг друга по дюжим спинам птенцы Петровы. Веселье было великое. Музыка, и взрывы смеха, и топот ног по полу. В залу вошел Петр I…

Вопросы и задания к тексту:

  1. Где и когда могло происходить описанное в отрывке из повести А. Н. Толстого? Докажите ваше предположение, используя не менее 3-х аргументов.
  2. Как называется описанное в отрывке собрание?
  3. Был ли хозяином дома, где происходило это собрание, “герой мод и кутежей”- Франц Лефорт?
  4. Назовите упомянутые в тексте характерные приметы петровской эпохи.

Текст № 2

Петр выехал со двора. Вот так погода! Хороша погода! Морская, крепкая, сквозняк. С удовольствием, раздувая ноздри, вдыхал Петр соленый, сырой ветер, гнавший где-то по морю торговые, полные товаров суда, многопушечные корабли, выдувавший изо всех закоулков залежалый дух российский.

И пусть топор царя прорубал окно в самых костях и мясе народном, пусть гибли в великом сквозняке мужики. Не знавшие даже, зачем и кому нужна их жизнь; пусть треснула сверху донизу вся непробудность- окно все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема, согнал с теплых печурок заспанных обывателей, и закопошились, поползли к раздвинутым границам русские люди- делать общее, государственное дело.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Где происходит описанное в отрывке? Аргументируйте свой вывод.
  2. О каком “общем государственном деле” пишет А. Н. Толстой?
  3. О каких задачах, решавшихся Петром I ,упоминает автор текста?
  4. Как Толстой оценивает перемены в жизни России?

Шестой конкурс

Группы выполняют задания, образцы которых приводятся ниже.

1. В 1700 г. в России было выплавлено 150 000 пудов чугуна. В 1725 г. 800 000.

- Что сделало возможным и необходимым столь резкий прирост производства?

- К каким последствиям должен был привести бурный рост металлургического производства в XVIII столетии?

2. В 1700 г. Россия вывозила пеньку, лен, сало, сырую кожу, смолу, мачтовый лес.

В 1725 г. к этим товарам добавились железо и полотно.

- Что можно сказать об изменениях, происшедших в России за четверть века. Если основываться только на этих фактах?

Седьмой конкурс

Все группы получают общую тему для обсуждения: “Изменения в области просвещения, культуры, науки”.

Представители групп поочередно приводят факты, свидетельствующие об этих изменениях.

Восьмой конкурс

Группы получают вопросы для обсуждения (или составляют их сами).

1. Чем объяснить неизменный интерес потомков к эпохе Петра I?

2. Можно ли найти черты сходства в школах Петровского времени и современных школах?

3. Являются ли последствия реформ заслугой (или виной) одного Петра I?

4. Какие поучительные для нас уроки можно извлечь из истории Петровской эпохи?