Первый конкурс
1. Какой принцип организации армии был использован Петром I:
А) всеобщая воинская повинность;
Б) рекрутские наборы;
В) всеобщее ополчение?
2. Что побудило Петра заложить город в устье Невы:
А) тщеславное стремление оставить после себя город;
Б) желание построить порт на Балтике;
В) необходимость создать крупный центр мануфактурного производства в Северной России?
3. Почему России в начале XVIII века удалось завоевать выход в балтийское море:
А) благодаря созданию русского флота;
Б) потому что в России проведены реформы в экономической и военной областях;
В) т.к. Швеция располагала слабым флотом?
4. Что такое протекционизм:
А) меры покровительства отечественной промышленности и торговле;
Б) денежная система введенная при Петре I;
В) вид налога?
5. Как называется налог введенный Петром I и заменивший все прежние государственные налоги:
А) подворное обложение;
Б) подушная подать;
В) ревизия.
6. Чем занималось Адмиралтейство:
А) морским флотом;
Б) наблюдением за корабельными лесами;
В) делами армии?
7. Что такое Синод:
А) высший законодательный орган в России;
Б) высший орган управления православной церковью;
В) церковные доходы?
8. Кто назвал Петра I “вечным работником”?:
А) М.Ю. Лермонтов;
Б) А.С. Пушкин;
В) Г.Р. Державин.
Второй конкурсВычеркните события, выпадающие из общей логики.
- Введение рекрутских наборов,
- строительство города в устье Невы,
- разработка военных уставов,
- заключение мирного договора с Турцией,
- подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского,
- внимание к боевой подготовке войск.
Подчеркните одной чертой год, в котором был основан Санкт-Петербург, и двумя - в котором он стал столицей России.
1698 1700 1701 1703 1709 1711 1712
Четвертый конкурсСоотнесите даты и события
Начало Северной войны Поражение русских под Нарвой Первая победа русских над шведами в войне Основание Петербурга Сражение русских лодок со шведским кораблями |
1700 г. 1701 г. 1703 г. 1702 г. |
Группам предлагаются небольшие тексты (ранее не использовавшиеся на уроках). Ребятам предстоит проанализировать их и выполнить задания. Ниже приводится 2 таких фрагмента (оба из повести А. Н. Толстого “День Петра”).
Текст № 1
У светлейшего в только что отделанной приемной зале, с высокими невиданными окнами, при свете двухсот свечей, танцевали. Четыре музыканта – скрипка, флейта, Фанфары и контрабас – дудели и пилили, обливаясь потом.
Боярыни и боярышни хотя и в немецких, но по-русски тяжелых платьях, нарумяненные, как яблоки, неловко держась за своих кавалеров, скакали и высоко подпрыгивали в общем кругу танцующих.
Посреди круга стоял герой мод и кутежей – Франц Лефорт.
Мимо него проносился, подпрыгивая, перепуганный, потный прапорщик гвардии, с дворянскими мясами, натуго перетянутыми суконным сюртуком.
Струи дыма ползли в залу из низкой комнаты, где за длинными столами играли в шахматы, курили, пили вино и хлопали друг друга по дюжим спинам птенцы Петровы. Веселье было великое. Музыка, и взрывы смеха, и топот ног по полу. В залу вошел Петр I…
Вопросы и задания к тексту:
- Где и когда могло происходить описанное в отрывке из повести А. Н. Толстого? Докажите ваше предположение, используя не менее 3-х аргументов.
- Как называется описанное в отрывке собрание?
- Был ли хозяином дома, где происходило это собрание, “герой мод и кутежей”- Франц Лефорт?
- Назовите упомянутые в тексте характерные приметы петровской эпохи.
Текст № 2
Петр выехал со двора. Вот так погода! Хороша погода! Морская, крепкая, сквозняк. С удовольствием, раздувая ноздри, вдыхал Петр соленый, сырой ветер, гнавший где-то по морю торговые, полные товаров суда, многопушечные корабли, выдувавший изо всех закоулков залежалый дух российский.
И пусть топор царя прорубал окно в самых костях и мясе народном, пусть гибли в великом сквозняке мужики. Не знавшие даже, зачем и кому нужна их жизнь; пусть треснула сверху донизу вся непробудность- окно все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема, согнал с теплых печурок заспанных обывателей, и закопошились, поползли к раздвинутым границам русские люди- делать общее, государственное дело.
Вопросы и задания к тексту:
- Где происходит описанное в отрывке? Аргументируйте свой вывод.
- О каком “общем государственном деле” пишет А. Н. Толстой?
- О каких задачах, решавшихся Петром I ,упоминает автор текста?
- Как Толстой оценивает перемены в жизни России?
Группы выполняют задания, образцы которых приводятся ниже.
1. В 1700 г. в России было выплавлено 150 000 пудов чугуна. В 1725 г. 800 000.
- Что сделало возможным и необходимым столь резкий прирост производства?
- К каким последствиям должен был привести бурный рост металлургического производства в XVIII столетии?
2. В 1700 г. Россия вывозила пеньку, лен, сало, сырую кожу, смолу, мачтовый лес.
В 1725 г. к этим товарам добавились железо и полотно.
- Что можно сказать об изменениях, происшедших в России за четверть века. Если основываться только на этих фактах?
Седьмой конкурс
Все группы получают общую тему для обсуждения: “Изменения в области просвещения, культуры, науки”.
Представители групп поочередно приводят факты, свидетельствующие об этих изменениях.
Восьмой конкурсГруппы получают вопросы для обсуждения (или составляют их сами).
1. Чем объяснить неизменный интерес потомков к эпохе Петра I?
2. Можно ли найти черты сходства в школах Петровского времени и современных школах?
3. Являются ли последствия реформ заслугой (или виной) одного Петра I?
4. Какие поучительные для нас уроки можно извлечь из истории Петровской эпохи?