Цели урока: Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном. Тренировать в умении согласовать имя прилагательное с именем существительным. Развивать устную и письменную речь. Расширять активный словарный запас. Развивать интерес к предмету, расширять знания о русском языке. Воспитывать приобщение к русской культуре.
Ход урока
1. Организационная часть.
Учитель: Приглашаем вас на зимние посиделки.
Ученик:
Зимний вечер темен, долог
Насчитаю сорок елок,
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу,
Позову-ка я ребят на посиделки
Будут песни, будут пляски
И игра в горелки.
Эй, подруженьки-подружки
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы
Озорные удальцы!
Приходите поплясать зимний вечер скоротать!
II. Работа в тетрадях. Чистописание.
Учитель: Какой сейчас месяц? (Февраль). Так говорят в народе о месяце феврале: Февраль силен метелью, а март капелью. Февраль – время снежных метелей.
В феврале суровая зима с теплой весной встречаются. Подчеркнуть орфограммы. Найти прилагательные с существительным.
Комает тёплый прос.
– Ребята, понятно ли вам это предложение?
– Попробуем сделать синтаксический разбор предложения.
(Подлежащее, сказуемое, повествование, распространение, простое)
– Составить предложение по этой схеме. Записать
III. Работа по заданиям:
1. Согласовать окончания:
Дорога; ночь;
Зимний; солнце; тихий; утро;
День; вечер;
Голоса.
– Как изменяется имя прилагательное?
Запись: Имя прилагательное изменяется по родам.
2. Подобрать прилагательные:
От……….. дождя; от ……….. мороза;
По …………реке; в …………..задаче; (падеж)
За …………деревьями.
Запись на доске: прилагательное склоняются по падежам и числам.
– Как определить род, число, падеж прилагательного?
3. Пословицы
4. Подбери антонимы.
Сахар ________, а горчица_________.
Река________, а ручей __________.
Камень________, а вата________.
Сажа__________, а снег_________.
Нитка_________, а канат________.
5. Объясни словосочетания:
Золотая рожь, золотые руки, золотая осень – где прилагательное золотой употребляется в переносном значении?
6. Скороговорка.
Летели три пичужки через три пустых избушки.
– Найти имя прилагательное.
7. Составьте словосочетания:
_______ конь, ______ ночь, ______ радость, ________ кофе.
8. Загадка.
Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке (береза)
IV. Физминутка.
Песня “Во поле берёза стояла…”
Игра по командам. Подбирают прилагательные к слову берёза.
V. Упражнение на повторение.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
– Указать род, число, падеж прилагательных. Выразительное чтение.
VI. Итоги урока.
Угощение блинами.