Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.
Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Каждый человек, а маленький в особенности, - личность своеобразная, неповторимая, со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. И одним лишь словом, даже очень добрым и очень умным, не всегда приохотишь ребенка к труду, да и не всякий труд послужит основой будущего трудолюбия.
На занятиях по декоративно- прикладному искусству учащиеся в интересном творческом труде осуществляют художественную деятельность.
Кружок "Работа с деревом" имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. Ученик является участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые принимают участие в выставках и украшают дома ребят. Декоративно- прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в детских сердцах искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям.
Цели и задачи программы
Основная цель обучения по данной программе - развитие фантазии и самостоятельности школьников, умения применять накопленный потенциал знаний и навыков в практической деятельности.
В ходе учебного процесса решаются следующие педагогические задачи:
- формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;
- ознакомление с истоками декоративно-прикладного искусства;
- обучение заботливому и бережному отношению к природе, организации труда (с чего начать работу, каковы ее главные этапы, как и чем закончить дело, какой способ наиболее рациона лен для достижения поставленной цели, как себя проконтролировать)
- развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий из дерева;
- поддержание творческого настроя детей, желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям;
- формирование образного и пространственного мышления и умения выразить свою мысль в плоскости и в объеме.
Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю по 2 часа.
В объединении дети учатся изготавливать поделки из природного материала: дерева и приобретают навыки в обращении с электровыжигателем, резаком и инструментами для обработки древесины. Условия заданий постоянно усложняются.
На занятиях раздела "Выжигание по дереву", школьники знакомятся с новым прибором - электровыжигателем. Они получают знания о его строении и правилах обращения с ним. Перед каждым ребенком ставятся задачи:
- соблюдать правила техники безопасности при работе с электровыжигателем;
- научиться строить контурные линии на рисунках средней сложности ;
- уметь подбирать цветовое сочетание красок при раскрашивании акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами и фломастерами.
В разделе "Художественная роспись" проводятся занятия по овладению элементарным навыкам и приемам художественной росписи, основным знаниям и навыкам обработки древесины.
Так же проводятся занятия раздела "Резьба по дереву", где предусмотрено ознакомление ребят с контурной и геометрической резьбой, с приемами и методами деревообработки - это сведения о ручной обработке древесины, о применяемых материалах, инструментах, об основных заготовительных и отделочных операциях.
Изучение истории народных ремесел, работ местных мастеров-умельцев направлено на формирование у детей интереса и любви к своему краю, добросовестного отношения к труду, бережливости и экономности.
Детям прививается умение планировать свою деятельность с учетом общей цели и распределять операции. У них формируются внимание, любознательность, дисциплина. Они приучаются содержать в порядке и чистоте кабинет и свое рабочее место, выполнять правила личной гигиены и безопасности труда.
На занятиях особое внимание уделяется правилам безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
Ожидаемые результаты.
- Формируется умение самостоятельно фантазировать, моделировать.
- Освоение работы с выжигателем.
- Овладеть элементарным навыкам и приемам художественной росписи, основным знаниям и навыкам обработки древесины.
- Научится исполнению контурной линии в рисунках с простыми сюжетами, оформлению работ акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами и фломастерами.
- Обучить способам обработки готовых изделий.
- Знать технологии освоения особенностям резьбы.
- Освоить приемы штриховок, научиться исполнять рисунки с групповыми сюжетами в черно-белых оттенках с помощью ножа-косяка, прямых и полукруглых стамесок вырезают панно, разделочные доски, солонки, подсвечники с контурной резьбой.
- На занятиях усовершенствуют полученные знания, выполняют сложные проекты.
Рисунки композиций дети составляют самостоятельно. Приобщение ребенка к труду. Привитие любви к искусству и традициям русского народа. Изготовление изделий согласно проекту и выполнение декора.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Правила безопасности | 1 | 1 | 2 |
2 | Выжигание по дереву | 12 | 46 | 58 |
3 | Основы художественной росписи. | 14 | 28 | 42 |
4 | Краткое знакомство с видами резьбы по дереву | 10 | 26 | 36 |
5. | Экскурсии | 2 | 2 | 4 |
6. | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого | 40 | 104 | 144 |
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие
Цели и задачи работы кружка "Работа с деревом". Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности труда.
2. Выжигание по дереву
Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы.
Правила безопасности в работе с выжигательным аппаратом. Использование рисунка и копировальной бумаги.
Практическая работа. Зачистка фанеры, перенесение рисунка на фанеру, выполнение контурной линии. Оформление рисунка красками. Лакирование работ.
3.Основы художественной росписи.
Основы материаловедения по художественной росписи. Свойства дерева, бумаги, красок, лаков, используемых в работе, краткая технология художественной росписи. Зарисовки с репродукций, работа над композицией "Цветы и звери птицы", "Человек и природа".
Практическая работа. Отбор материала для разработки эскизов. Разработка эскизов
Обработка древесины Работа над росписью. Исполнение росписи.
4. Краткое знакомство с видами резьбы по дереву
Контурная резьба. Геометрическая резьба. Плоскорельефная резьба. Домовая резьба.
Инструменты, материалы, организация рабочего места
Практическая работа. Исполнение декоративной резной пластины с несложной композицией. Сборка деталей на клею или гвоздях. Тонирование поверхности водными красителями, лакирование. Создание проекта
5. Экскурсии
На выставки, в музей.
6. Заключительное занятие
Подготовка к итоговой выставке. Оформление и отбор выполненных работ. Подведение итогов. Приглашение родителей. Поощрение учащихся. Задание на летний период.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Организация занятия. Инструменты и материалы | 2 | 2 | 4 |
2 | Выжигание по дереву | 10 | 30 | 40 |
3 | Городецкая роспись. | 16 | 26 | 42 |
4 | Контурная и геометрическая резьба по дереву | 14 | 32 | 46 |
5 | Экскурсии | 2 | 2 | 4 |
6 | Подготовка к итоговой выставке | 2 | 4 | 6 |
7 | Подведение итогов | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 47 | 97 | 144 |
Содержание программы 2-го года обучения
1. Организация занятия
Инструменты и материалы.
Обсуждение плана работы кружка с учетом интересов и подготовки учащихся. Режим работы. Применение инструментов в быту.
2.Выжигание по дереву
Освоение новых приемов выжигания. Практический выход работ учащихся.
Практическая работа. Предварительная разметка фанеры. Экономное расходование материала. Пиление фанеры определенного размера. Зачистка шкуркой. Копирование рисунка на основу. Исполнение рисунка штриховкой (точечной и сплошной)
3.Городецкая роспись.
Знакомство с Городецкой росписью. Работа над Городецкой росписью. Работа над росписью по мотивам летних зарисовок. Работа над росписью по мотивам одного из изученных в течение года промыслов. Обработка древесины Зарисовка пейзажей. Разработка эскизов. Исполнение росписи
Практическая работа. Создание проекта. Изготовление основы согласно проекту.
5. Контурная и геометрическая резьба по дереву.
История контурной и геометрическая резьбы. Пластический характер решения композиции. Инструмент, применяемый при резьбе. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Приемы резьбы.
Практическая работа
Разметка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Отделка поверхности. Сборка деталей изделий на клею или на гвоздях. Окончательная отделка изделия. Подготовка основы изделия для контурной резьбы. Тонирование основы при необходимости. Исполнение резьбы. Покрытие изделия лаком.
5. Экскурсии
На выставки, в музей.
6. Подготовка к итоговой выставке
7. Подведение итогов
Учебно-тематический план 3 года обучения.
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Выжигание по дереву | 7 | 13 | 20 |
3 | Хохломская роспись. | 14 | 20 | 34 |
4 | Геометрическая резьба по дереву | 16 | 32 | 48 |
5 | Разработка резной композиции и реализация ее в материале | 10 | 20 | 30 |
6 | Экскурсии | 1 | 1 | 2 |
7 | Подготовка к итоговой выставке | 2 | 4 | 6 |
8 | Подведение итогов | 1 | 1 | 2 |
Итого | 52 | 92 | 144 |
Содержание программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие
Беседа о местных народных промыслах, их значении в жизни русского народа. Цели, задачи и содержание работы.
Демонстрация изделий по разным направлениям народного декоративно-прикладного искусства, изготовленных мастерами и учащимися кружка.
2. Выжигание по дереву
Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы.
Подготовка аппарата к работе. Использование рисунка и копировальной бумаги.
Практическая работа. Оформление рисунка красками, карандашами, фломастером. Лакирование работ. Создание проекта. Изготовление основы предмета согласно проекту.
3.Хохломская роспись.
Работа над росписью хохломского промысла. Знакомство с искусством мастеров. Работа над росписью сувенира. Работа над композицией на произвольную тему. Работа над росписью матрешек. Работа над росписью посуды
Практическая работа. Создание проекта. Изготовление основы проекта.
4. Геометрическая резьба
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории местных народных промыслов (пряничные доски, прялки, ложки, ковши). Исходные элементы геометрической резьбы. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
Практическая работа Обработка деталей, подготовка деревянной основы под элементы резьбы. Разметка и исполнение декоративной резной пластины с несложной композицией. Сборка деталей. Тонирование поверхности, лакирование.
5. Разработка резной композиции и реализация ее в материале.
Рассказ о местном декоративно-прикладном искусстве.
Закономерности интерпретации природных форм в декоративные образы.
Построение орнамента в полосе, квадрате, круге. Основные схемы расположения орнамента в полосе, квадрате, круге.
Практическая работа
Зарисовка схем простейших композиций. Создание проекта, отделка готового изделия - тонирование, лакирование, полирование по светлому или темному фону.
6. Экскурсии
На выставки, в музей.
7. Подготовка к итоговой выставке
8. Подведение итогов
Список использованной литературы
- Алесеев И Домовая резьба (геометрическая) М. "Нива России", 2000г.
- Буриков В. Г, Власов В. Н. Домовая резьба. - М., 1994.
- Ильяев М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М., 1996.
- Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. - М., 1995.
- Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ. Трудовое обучение: 5-7-е классы. - М., 1993.
- Хворостов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе. М. "Просвещение" 1981г.
- Хворостов А.С. Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. М. "Владос" 2002