Детско-родительский клуб выходного дня "БИС"
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский клуб выходного дня "БИС", для родителей детей, не посещающих детский сад. В клубе принимают участие специалисты детского сада: музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед, медицинская сестра и др.
Целью создания клуба "БИС" послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.
Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.
Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному;
- понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задачами клуба являются:
1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.
2. Использование новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.
3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, не посещающих детский сад.
4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Условия работы клуба:
- заседания клуба по согласованию с родителями детей, не посещающих детский сад, проводится 1 встреча в месяц;
- работа клуба проводится согласно годового плана клуба;
- тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;
- формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.;
Клуб выходного дня "БИС" создавался для детей, не посещающих детский сад, от 3 до 4 лет и их родителей, с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка. Дети посещали клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строилась на основе ведущих видов детской деятельности: игровой и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба "БИС" рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 50-60 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами детского сада. Проводимые занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов.
Одной из задач в работе клуба "БИС" является - социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к дошкольному учреждению. В целом у ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию. Дети, пришедшие в детский сад после посещения клуба выходного дня, более организованы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними детьми, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. Малыши, посещавшие клуб "БИС", обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах. Так же хочется отметить, что родители этих детей менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению в целом.
После создания клуба родители стали понимать, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. Для того, чтобы родители сотрудничали с детским садом, необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие (на развитие этих качеств и направлена деятельность клуба). А педагоги детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для обучения детей.
Таким образом, с деятельностью клуба происходит расширение сети имеющихся творческих объединений и вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада.
Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня "БИС" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Программа прошла апробацию в детском саду. Она может применяться в дошкольных учреждениях.
ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ "БИС"
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Новизна
- Необходимость введения программы
- Цели и задачи программы
- Направления
- Принципы
- Содержание работы
- Методы и приемы
- Этапы
- Специфика клуба
- Формы организации
- Ожидаемый результат
- Итоги работы
- Учебный план(1 год)
- Учебный план (2 год)
- План работы детско-родительского клуба "БИС"(1 год)
- План работы детско-родительского клуба "БИС"(2 год)
- Библиографический список
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско-родительский клуб выходного дня "БИС" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб выходного дня "БИС" на базе детского сада. Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка - более гармоничным.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Данная Программа имеет цель: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности и подготовка к поступлению в детский сад.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.
2. Использование новых организационных способов привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.
3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, не посещающих детский сад.
4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Родительский клуб - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях.
Обучение родителей; Ведущие формы обучения в условиях клуба - беседы, деловые игры, консультации, тренинги.
Обучение детей; Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.
Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.
Использовалось консультирование двух типов:
Педагогическое (по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);
Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка)
Консультирование родителей строилось на принципах:
- Создания доверительных отношений;
- Взаимоуважения;
- Компетентности;
- Качественной организации консультаций.
Содержание работы: Клуб выходного дня "БИС" создается для детей, не посещающих детский сад, от 3 до 4 лет, с целью создания условий для индивидуализации личности ребенка. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Программа клуба "БИС" рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 50-60 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов.
Методы и приемы,
используемые в программе:- Организационные;
- Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
- Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
- Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).
- Логические.
- Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Определили основные этапы развития взаимодействия с семьей и выбор наиболее предпочтительной формы общения семьи со специалистами.
- 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
- 2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
- 3 этап: Реализация программы сотрудничества
- 4 этап: Анализ полученных результатов
Одной из задач в работе клуба "БИС" является - социализация ребенка раннего возраста с последующей подготовкой к дошкольному учреждению. В целом у ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию. Дети, пришедшие в детский сад после посещения клуба выходного дня, более организованы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними детьми, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. Малыши, посещавшие клуб "БИС", обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах. Так же хочется отметить, что родители этих детей менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению в целом.
Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).
Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.
- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
- Умение уважать желание и возможности ребенка.
- Представление ребенка об окружающем мире.
- Накопление сенсорного опыта.
- Становление речи ребенка.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада.
Занимаясь в клубе "БИС", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.
Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня "БИС" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий. Программа прошла апробацию в детском саду. Она может применяться в дошкольных учреждениях.
Учебный план (1 год)
№ | Название темы | Общее количество занятий |
1. | Открытие клуба "БИС" | 1 |
2. | Школа молодых родителей "Учимся говорить" | 1 |
3. | Творческая мастерская "Волшебные спицы" | 1 |
4. | Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" | 1 |
5. | Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" | 1 |
6. | Школа художников "И никогда не меркнут краски:" | 1 |
7. | Первые шаги в театр "В гостях у сказки" | 1 |
8. | Творческая мастерская "Очумелые ручки" | 1 |
9. | Закрытие клуба "БИС" "Играем вместе" | 1 |
Итого в год: | 9 | |
Длительность одного занятия: | 50-60 минут |
Учебный план (2 год)
№ | Название темы | Общее количество занятий |
1. | Организационное занятие. | 1 |
2. | Открытие клуба "БИС". Игровая программа "Давайте познакомимся!" | 1 |
3. | "Мы танцуем и поем - вместе весело живем!" | 1 |
4. | "Сначала было слово" | 1 |
5. | "Сильные, смелые, здоровые, умелые" | 1 |
6. | "Много красок у меня - выбирай любую" | 1 |
7. | "Я играю целый день, мне играть совсем не лень" | 1 |
8. | Творческая мастерская "Волшебные спицы" и "Очумелые ручки" | 1 |
9. | Закрытие клуба "БИС" | 1 |
Итого в год: | 9 | |
Длительность одного занятия: | 50-60 минут |
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА "БИС" (1 год)
№ | Месяц | Тема мероприятия | Ответственный |
1 | сентябрь | Открытие клуба "БИС" Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении КВД "БИС". 1. Наметить и утвердить план работы на год. 2. Открытие клуба "БИС" 3. Чаепитие "Будем знакомы" 4. Провести игры с родителями и детьми. |
Зам. зав. по ВМР |
2 | октябрь | Школа молодых родителей "Учимся
говорить" Цель: вооружить родителей основами педагогических и медицинских знаний, необходимых для организации жизни и воспитании детей в семье. |
Учителя-логопеды детского сада и школы |
3 | ноябрь | Творческая мастерская "Волшебные
спицы" Цель: доставить детям радость, поддерживать эмоциональное настроение. |
Воспитатель |
4 | декабрь | Творческая мастерская "Новогодний
фейерверк" Цель: познакомить родителей с разными формами работы по развитию творческих способностей детей. Формировать умения распределять трудовые действия между взрослым и ребенком. |
Воспитатель |
5 | январь | Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее,
сильнее" Цель: развивать потребности в активной двигательной деятельности. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. |
Инструктор по физической культуре |
6 | февраль | Школа художников "И никогда не
меркнут краски:" Цель: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. |
Воспитатели |
7 | март | Первые шаги в театр "В гостях у
сказки" Цель: способствовать сплоченности семьи. Воспитывать развитую творческую личность ребенка. Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности. |
Воспитатели Музыкальный руководитель |
8 | апрель | Творческая мастерская "Очумелые
ручки" Цель: Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в различных поделках. |
Воспитатель |
9 | май | Закрытие клуба "БИС" "Играем
вместе" Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение. |
Зам. зав. по ВМР |
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА "БИС" (2 год)
№ | Месяц | Тема мероприятия | Ответственный |
1 |
сентябрь |
Организационное занятие. Телефонный опрос родителей, желающих посещать клуб "БИС". Встреча с родителями. Анкетирование. Анализ анкет. Утверждение плана работы на год. |
Зам. зав. по ВМР |
2 |
октябрь |
Открытие клуба "БИС" Игровая программа "Давайте познакомимся!" Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении КВД "БИС". I часть:
II часть: "Мульти - пульти - песенки" - развлекательная программа. |
Зам. зав. по ВМР педагоги детского сада; |
3 |
ноябрь |
"Мы танцуем и поем - вместе весело
живем!" Цель: раскрыть особенности музыкального развития детей. Задача: помочь родителям осознать значение музыкального воспитания ребенка; учить родителей развивать музыкальные навыки детей, используя педагогические методы. I часть "Мы танцуем и поем - вместе весело живем!" - музыкально-развлекательная программа для детей 3-4 лет; II часть: Практическое занятие: "Вместе с мамой сделаем снежинку" |
Зам. зав. по ВМР Музыкальный руководитель Воспитатель |
4 |
декабрь |
"Сначала было слово" Цель: познакомить родителей с основными показателями развития речи детей Задача: предложить упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря ребенка. I часть: "Сначала было слово" - разговор - беседа с родителями об основных показателях развития речи детей 3-4 года жизни. II часть: "Здравствуй, елка"! - утренник для детей. |
Учитель-логопед Музыкальный руководитель Воспитатель
|
5 |
январь |
"Сильные, смелые, здоровые, умелые" Цель: раскрыть значение двигательной активности детей, развивать потребности в активной двигательной деятельности. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Задача: учить родителей методам и приемам, обеспечивающим оптимальное физическое развитие детей, формировать точные двигательные навыки и движения. I часть: "Сильные, смелые, здоровые, умелые" - спортивно - развлекательная программа II часть: "Путешествие по снежному городку" - "Зимняя сказка" |
Инструктор по физической культуре Воспитатели |
6 |
февраль |
"Много красок у меня - выбирай
любую" Цель: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. Способствовать обогащению эмоциональной жизни ребенка. Задача: учить родителей прививать детям навыки рисования I часть: "Много красок у меня - выбирай любую" - совместное рисование родителей с детьми. II часть: "Буду сильным, ловким, смелым, как папа" - спортивно игровая программа. |
Инструктор по физической культуре Воспитатели |
7 |
март |
"Я играю целый день, мне играть совсем
не лень" Цель: повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью; вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности; обучить способам игровой деятельности. Задача: помочь родителям овладеть методами руководства детской игрой; научить создавать такую обстановку, в которой ребенок мог бы спокойно жить, нормально развиваться физически, умственно и морально, в которой он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно и находил бы отклик всем своим запросам и интересам, соответствующим его возрасту. I часть: "Я играю целый день, мне играть совсем не лень" - разговор - беседа с родителями о методах руководства детской игрой. II часть: Конкурс "МИНИ-МИСС" |
Инструктор по физической культуре Воспитатели Музыкальный руководитель |
8 |
апрель |
Творческая мастерская "Волшебные
спицы" и "Очумелые ручки" Цель: Вызвать у родителей и детей желание создавать, творить, проявлять свои умения, фантазию в различных поделках. Доставить детям радость, поддерживать эмоциональное настроение. I часть: Творческая мастерская "Волшебные спицы" и "Очумелые ручки" II часть: Конкурсно - игровая программа "Алло, мы ищем таланты"! |
Воспитатели Музыкальный руководитель |
9 |
май |
Закрытие клуба "БИС" Развлечение "Игры да потехи" Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение. I часть: Развлечение "Игры да потехи" II часть: Утренник "Здравствуй, лето"! (Чаепитие. Обсуждение с родителями итогов посещения с ребенком клуба "БИС") |
Зам. зав. по ВМР Педагоги детского сада; Музыкальный руководитель |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003