Педагогический коллектив МДОУ д/с “Ласточка” целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду сформирован пакет “Нормативно-правовых документов по ПДДТТ”. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ДДТТ. Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. В ДОУ имеется: обучающая игра “Азбука дорожного движения”. В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДДТТ.
В группах оборудованы уголки безопасности дорожного движения. Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения в уголках имеются различные игры, наглядные материалы, художественная литература, игрушки различных видов транспортных средств, оформлены альбомы с кроссвордами, ребусами. Вся территория детского сада расчерчена специальными дорожками так, как будто это улица поселка, и наши дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с дорожными знаками. Площадка оборудована дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, что привлекает детей, позволяет играть почти всей группой (станция техобслуживания, бензозаправка, пункт медицинской помощи, питания и др.). В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Работа ведется в четырех направлениях:
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями;
- Работа с детьми;
- Работа с общественными организациями.
Для реализации поставленной цели большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии и многое другое.
Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры – конкурсы, КВНы. Итоги работы по профилактике ДДТТ подводятся на педсоветах. Активно внедряется в работу детского сада проектный метод. Был проведен конкурс проектов по безопасности дорожного движения. Лучшими были признаны проекты: “Правила дорожного движения – достойны уважения” (однодневный проект, старшая группа), “За детство без травм или дорожная безопасность” (недельный проект, средне-старшая группа), “Шагая через улицу, по сторонам смотри, и только там, где можно ее переходи” (месячный проект – подготовительная группа).
Работа с детьми ведется систематически, согласно разработанного плана и проводимых в районе акций по ПДДТТ. С детьми проводятся экскурсии, занятия, на которых детей знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. Также с детьми проводятся минутки безопасности. Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения. Дети ежегодно отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды.
Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. Чтобы обучение детей было непрерывным, успешным мы используем широкий спектр разнообразных форм работы с семьей:
- Лекции;
- Консультации;
- Круглые столы;
- Папки – передвижки;
- Семинары;
- Выпуск буклетов “Вы спрашивали, мы отвечаем”;
- Выставки;
- Выпуск газеты “Ласточкины вести”;
- Стенды;
- Совместные праздники;
- Совместные решения проблемных ситуаций, ролевое их проигрывание и другое.
Для выполнения поставленных задач по профилактике ДДТТ, мы объединили усилия дошкольного учреждения, семьи, школы и общественности. В детском саду проходят встречи с сотрудниками ГИБДД.
Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Детский сад является победителем районного смотра-конкурса “Зеленый огонек” (2005-2007 г.г.). Дважды награжден грамотой Департамента образования и науки ХМАО – Югры за 3 место в окружном смотре-конкурсе работы дошкольных образовательных учреждений “Зеленый огонек” по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди ДОУ ХМАО, а в 2007 году – 1 место.
Актуальность:
С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.
Особое значение и решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности.
Основные причины дорожных нарушений:
- Незнание дошкольниками элементарных правил;
- Стремление к самостоятельности, но не умение адекватно оценивать свою силу и возможность;
- Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Цель:
Повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в различной обстановке;
- Вырабатывать привычку правильно вести себя на улице;
- Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.
Направления деятельности:
- Работа с педагогами
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с общественными организациями
Этапы работы
Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.
Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками госавтоинспекции, организованной системой занятий.
Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако, в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.
Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Наличие чувства ответственности говорит уже о духовной зрелости. Разумеется, в этот период речь идет в дошкольном возрасте о духовной зрелости, однако отдельные ее компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки идет позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.
Условия:
- Создание среды
- Эмоциональный настрой педагога
- Творческий контакт со службой ГАИ
- Дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные игры
- Художественные произведения на соответствующую тематику
- Тесное взаимодействие педагогического коллектива детского сада, родителей, детей, общественности.
Принципы обучения:
Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.
Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.
Принципы воспитания:
Методы обучения: |
Методы воспитания: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи:
(младше-средняя группа)