Психокоррекционное занятие для детей младшего школьного возраста по сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель. Развитие у детей осознанного отношения к чувству привязанности и любви, способности ощущать и выражать любовь к родным и близким.

Необходимое оборудование. Мягкое бархатное сердечко типа “валентинки”, маленькая красивая куколка, круглое покрывало с цветочным рисунком, тюль голубого цвета, музыкальное сопровождение.

Вступление.

“Сегодня на занятии мы познакомимся с удивительной девочкой – Дюймовочкой.

И хотя она очень-очень маленькая – её рост не больше дюйма, т.е. двух с половиной сантиметров, её рождение и её жизнь – настоящее чудо. Поэтому знакомство с ней – это прикосновение к чудесному”.

1. Вход в сказку. (Тихо играет музыка “Звуки природы”)

Все садятся на коленки на круглое покрывало с цветочным рисунком.

Ведущий: “Вы находитесь на цветущей волшебной поляне, как голубой шатер над вами раскинулось высокое небо. Вдруг волшебное облако накрыло вас, скрыло от вас чудо красоты (сверху ведущий накрывает детей голубым тюлевым облаком). Чтобы очутиться в сказке, вы, взявшись за руки, дружно, одновременно поднимаетесь”.

Ведущий убирает покрывало.

“Ваше желание и дружба помогли вам очутиться в сказке. Давайте поприветствуем эту замечательную страну”.

2. Упражнение “Здравствуй”. (Пальчиковая гимнастика).

    Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуй, вольный ветерок!
    Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живём в одном краю –
    Всех я вас приветствую! (Т.Сикачёва)

(Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, в заключение хлопать в ладоши.)

3. Сказка. (Тихо звучит “волшебная” музыка)

“Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала:

- Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне её взять?

- Почему не сказать! – ответила колдунья. – Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях, и которыми кормят кур. Посади ты это зёрнышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.

- Спасибо тебе! – сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок”.

4. Упражнение “Ожидание чуда”. (Волшебная музыка продолжает звучать)

Ведущий: “Представьте, что вы маленькие зёрнышки, (дети присели на колени на цветочной полянке, склонив головы, прижав руки). Каждый из вас – чудесное, волшебное, непростое зёрнышко. Вы в земле. Вам тепло, хорошо и уютно.

Женщина ходит и ждёт, когда прорастёт её волшебное зёрнышко. Она его очень любит, лелеет. (Ведущий нежно гладит детей по спинке, плечам, голове…). Ведь из него будет чудо! Она его поливает. (Ведущий похлопывает кончиками пальцев по спинкам детей). Она поставила горшок на солнце, и солнце греет зёрнышки своими лучами (ведущий лёгкими прикосновениями гладит детей). Эта нежная забота, любовь, тепло, внимание, трепетное ожидание сотворили чудо. Зернышки впитали в себя любовь, они наполнились лаской и нежностью и начали набухать. (Дети приподнимаются, распрямляются). Появился росток, который пророс сквозь землю (дети встают) и превратился в стебелёк. А на стебельке – крепкие бутончики (дети поднимают руки, крепко сжимают кулачки).

Женщина любуется бутончиками, ждёт чуда всем сердцем. Она так верит, так любит своего будущего ребёнка, что не удержалась и расцеловала прекрасный нераспустившийся бутон. (Сердечком – “валентинкой” ведущий дотрагивается до детских кулачков, которые в ответ распускаются в цветок - раскрытые ладони).

“Как только она поцеловала листки, внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился”.

Ведущий: “Посмотрите, внутри цветка – чудесная маленькая девочка Дюймовочка”.

5. Упражнение “Девочка из цветка”.

Ведущий показывает в своих ладонях, сложенных раскрывшимся бутоном, маленькую, красивую куколку.

“Вот наша удивительная девочка из цветка, о которой мечтала женщина, которую она так ждала и любила, верила в чудо её рождения”.

Каждому ребёнку в распустившийся бутончик из ладошек ведущий по очереди ставит куколку. Дети по очереди высказывают отношение к ней, рисуют её образ, отвечая на вопрос: “Как вы думаете, какая она, эта девочка из цветка?”.

Ведущий обобщает сложившийся образ.

6. Беседа “Сердце матери”.

  • Почему крепкий бутон лопнул и раскрылся?
  • Можно ли назвать женщину мамой? Почему?
  • Сбылись ли ожидания женщины? О такой ли девочке она мечтала?
  • Что помогло исполнить мечту женщины, сотворить чудо?

Обобщение ведущего.

7. Упражнение “Сердечная любовь”.

Первый круг обсуждения. “Опишите, какая любовь была у женщины?”(Дети высказываются, передавая по кругу сердечко- “валентинку”)

Второй круг обсуждения. “Расскажите Дюймовочке, кто вас любит также”. (Дети передают по кругу куколку, по желанию рассказывают, обращаясь к ней, о тех, кто их любит). Обобщение ведущего.

8. Упражнение “Послание любви”.

Ведущий: “Закройте глаза, дыхание спокойное, ровное… Положите руку на сердце… Ощутите, как оно бьётся… Почувствуйте, сколько в нём накопилось нежности, любви, ласки… к кому?.. Мысленно пошлите им эту любовь… Мысленно скажите им, как вы их любите…Глаза открываются”.

Ведущий: “В вашем сердце вы чувствуете большую любовь к близким вам людям. Почаще посылайте её любимым людям, почувствуйте связь с ними. При встрече не забудьте выразить её, проявить. Любовь творит чудо. Ведь любовь даже такой маленькой девочки, как Дюймовочка, делает человека счастливым, потому что она, эта любовь – настоящая”.

9. Выход из сказки.

Все садятся на колени на круглое покрывало с цветочным рисунком (цветочную поляну). Закрывают глаза. Звучит волшебная музыка.

Ведущий: “На вас опускается волшебное облако. Но в этот раз оно наполняет вас волшебной силой любви, веры и надежды. Делаем “вдох” и чувствуем, как энергия света входит в вас, выдох – и вы сами излучаете этот свет.

Ещё раз повторим:

Вдох – энергия света входит в вас.

Выдох – вы излучаете этот свет.

(Ведущий убирает покрывало).

10. Заключение.

Волшебное облако поднялось и уплыло вдаль, а мы с вами вновь у себя в кабинете и прощаемся с полюбившейся нам чудесной Дюймовочкой до следующего занятия.