Пояснительная записка
Быстрые и существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества оказали влияние на преобразования современной школы. Для неё стало реальным создавать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути.
Наиболее перспективным направлением для современной школы становится профильная дифференциация учащихся, которая требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьников.
В связи с модернизацией современного образования предусматривающей профильное и предпрофильное обучение в старших классах, появилась необходимость введение курса по выбору " Этот удивительно созвучный мир ". Предлагаемый курс предназначен для изучения в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов: 12 часов на теоретические занятия и 5 на практические и лабораторные занятия. Содержание курса позволит расширить знания учащихся о симметрии твердых тел в природе, которые повсюду окружают нас в повседневной жизни. В данный курс вошел ряд вопросов физики твердого тела, которые недостаточно или совсем не отрабатываются в рамках базового курса физики. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные предметы, как химия и физика, и не изучаемый в школе - кристаллография.
Ведущей задачей данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для выбора физико-математического (естественно-научного) профиля обучения. Темы и формы организации занятий курса позволяют учащимся не только осуществить пробу своих сил в специфических видах деятельности, присущих науке физике, и сделать осознанный выбор дальнейшего профиля обучения, но расширить и углубить знания о строении твердых тел и его свойств. В тоже время, в содержании курса включены вопросы занимательного характера, что делает данный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старших классах.
Целью данной программы является расширение и углубление знаний учащихся о строении твердых тел и его свойств, развитие интереса к физике твердого тела.
В ходе всего курса решаются следующие задачи:
знать:
- то, что многие тела в природе обладают симметрией;
- строение и свойства кристаллов;
- какой симметрией обладают тела;
- основной закон кристаллографии;
- где применяются кристаллы;
уметь:
- определять, какой симметрией обладает данный кристалл;
- решать качественные и количественные задачи;
- пользоваться справочной литературой;
- проводить практические работы.
Специфика данного курса заключается в том, что обучающиеся получают первоначальные представления о симметрии, симметрии в природе, симметрии кристаллов и где используют те или иные свойства кристаллов. У учащихся развивается кругозор, повышается интерес к физике и как итог, формируется устойчивое представление о профессиональной ориентации.
В программе "Этот удивительно созвучный мир" предусматривается чтение лекций, проведение лабораторных работ, выполнение экспериментальных заданий, самостоятельная работа учащихся при выполнении учебных проектов. Самым интересным моментом в данной работе для учеников, является работа по выращиванию кристалла в домашних условиях.
Изучение данного курса завершается зачетом. К зачету обучающиеся должны представить рефераты по предложенным темам и вырастить кристалл. Критерии данного зачета известны ученикам в начале изучения данного курса, что еще больше вызывает интерес.
Успешное освоение курса может помочь ученику успешно сдать экзамены и поступить на избранный профиль.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теории | лаборатор., практич. | |||
1 | Домашняя симметрия | 1 | 1 | ||
2 | В мире кристаллов | 2 | 2 | ||
3 | Как растут кристаллы | 5 | 2 | 3 | |
4 | Принцип симметрии и его роль в познании | 2 | 2 | ||
5 | Закон кристаллографии | 4 | 1 | 3 | |
6 | Симметрия в природе | 1 | 1 | ||
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Зачет (реферат, практич. работа) |
Содержание программы
1. Домашняя симметрия.
- Кто же в зеркале? Удивительное и забавное родство между предметами. Массивные здания с хорошо выраженной симметрией.
2. В мире кристаллов.
- Кристалл - что это? Виды кристаллов. Симметрия кристаллов. Пространственная решетка. Природа сил связи кристаллов.
- Лабораторная работа № 1 " Изучение кристаллических тел ".
3. Решение задач.
- Как растут кристаллы.
- Структура кристаллов. Структура атомных кристаллов. Процесс кристаллизации.
- Лабораторная работа № 2 "Выращивание кристаллов соли и медного купороса ".
4. Принцип симметрии и его роль в познании.
- Что такое симметрия и асимметрия? Сущность их методологического значения.
5. Закон кристаллографии.
- Кристаллография - наука о кристаллах и его свойствах. Закон постоянства углов. Решение задач.
6. Симметрия в природе.
- Снежинки в воздухе. Кристаллические нити - рекордсмены прочности. Рабочие привычки пчел в улье. Лепестки цветов. Подводный мир.
7. Итоговое занятие (зачет).
Ключевые слова
- асимметрия
- атомные кристаллы
- закон постоянства углов
- кристаллизация
- кристаллические нити
- монокристалл
- поликристалл
- полиморфизм
- пространственная решетка
- симметрия
Литература для учителей.
- Банн Ч. Кристаллы. Их роль в природе и науке [Текст]: популярная литература.- Москва. : Просвещение, 1970
- Вейль Г. Симметрия [ Текст] : научная литература. - Москва: Наука, 1968
- Гулиан Н.В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники [Текст]:популярная литература. - Москва. : НЦ ЭНАС, 2003
- Задачи, упражнения и лабораторные работы по физике [Текст]: учебник для вузов /Н.Д. Глухов.- Москва, 1989
- Кравцов Е.П. молекулярная физика и термодинамика [Текст]: учебник для вузов. - Кемерово, 1996
- Лабораторный практикум по физике [Текст]: учебник для вузов / А.С. Ахматова. - Москва, 1980
- Мясников С.П., Осанова Т.Н. Пособие по физике [Текст]: учебник для вузов. - Москва, 1988
- ПутиловК.А. Курс физики [Текст]: учебник для вузов. - Москва: ФИЗМАТГИЗ, 1960
- Пурышева Н.С., Важевская Н.Е. Физика 8 [Текст]: учебник. - Москва: Дрофа, 2002
- Фейнман Р., Лейтон Р. Фейнмановские лекции по физике [Текст]: учебник для вузов / Сэндс М. - Москва, 1966
- Физика 10 [ текст]: учебник/ Пинский А.А., Кабардин О.Ф. - Москва: Просвещение, 2004
- Шаскольская М.П. Кристалл [Текст]: популярная литература. - Москва: ГОСТТЕХИЗДАТ, 1956
Список литературы для учеников.
- Готт В.С. Удивительный, неисчерпаемый и познавательный мир [Текст]: популярная литература. - Москва, 1974
- Детская энциклопедия [ Текст]: познавательная литература. - Москва: Педагогика, 1973
- Иванов Б.Н. Этюды о физике [Текст]: популярная литература. - Москва: Просвещение, 1993
- Рыдник В. От ромашки до антимира [Текст]: популярная литература. - Москва, 1971
- Сикорук Л.Л. Физика для малышей [Текст]: популярная литература. - Москва, 1979
- Шафрановский И.И. Симметрия в природе [Текст]: популярная литература. - Ленинград, 1968
- Шубников А.В., Павров В.Ф. Зарождение и рост кристаллов [Текст]: научно-популярная литература. - Москва: наука, 1969