"Любознательным о геометрической оптике"

Разделы: Физика


ЦЕЛЬ:

  • углубление знаний и развитие познавательного интереса учащихся к разделу физики "Световые явления";
  • развитие умения видеть вокруг себя оптические явления в природе, жизни и технике;
  • расширение объема практических умений и навыков при работе с оптическими приборами;
  • закрепление навыков работы с научно-популярной литературой и подготовки кратких сообщений;
  • повышение уровня культуры речи и творческого воображения.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: творческая игра, основанная на внесении элементов творческого поиска мысли и практики.

ОФОРМЛЕНИЕ: плакаты "Закон отражения света", "Закон преломления света", стенгазета "Оптика вокруг нас", выставка оптических устройств и приборов, технических работ учащихся, др.

Урок проводится два академических часа.

ПЛАН УРОКА

  1. Фронтальная игра по рядам "Кто быстрее и правильнее".
  2. Одновременно идет устный фронтальный опрос команд-рядов.
  3. Творческая игра "Оптика".
  4. "Оптика вокруг нас" (области практического применения геометрической оптики).
  5. Подведение итогов. Обсуждение. Выводы.

ХОД УРОКА

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: цель, задачи, особенности и форма проведения урока.

Повторим то, о чем узнали мы вчера, чтоб двигаться нам дальше можно было на уроке.

Каждой команде-ряду дается альбомный лист с заданиями по геометрической оптике. Каждый учащийся выполняет только одно задание и быстро передает другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит все задания. Выполняя такой вид работы, учащиеся знают учебные возможности своих товарищей, поэтому сильные ученики стараются сделать наиболее сложные задания.

На этот вид проверочной работы уходит 5-6 минут.

ПРЕИМУЩЕСТВА: важно коллективное участие каждого ученика, его переживание за другого, помощь товарища; автоматизм решения несложных геометрических построений по оптике. Это еще один метод экспресс-контроля знаний учащихся.

II. Одновременно с проведением конкурса команд проходит УСТНЫЙ ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС класса. За правильные ответы команда получает сигнальную карточку. Чтобы вопросы - задания воспринимались нагляднее, заранее были подготовлены чертежи на специальных листах.

ВОПРОСЫ

2.1. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 30? Чему равен угол отражения луча?

2.2. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50°. Под каким углом к зеркалу падает свет?

2.3. Найти построением точку на горизонтальной поверхности, в которой отражается луч, идущий из точки А и после отражения от поверхности, попадающий в точку В.

2.4. Как Вы думаете, для чего одежду сталеваров изготавливают из блестящей ткани?

2.5. Почему неровности дороги днем видны хуже, чем ночью при освещении дороги фарами автомобиля?

2.7. Каково назначение зеркал в кабине автомобиля? Как они расположены?

2.8. Зеркальным или диффузным должно быть отражение света от киноэкрана? Почему?

2.9. Под действием солнечных лучей температура в космическом корабле повышалась бы непрерывно. Почему, однако. этого не случается? Каким свойством, ослабляющим действие лучей, должна обладать поверхность корабля?

ЧТО БЫ ВЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ? (Рассматривается несколько разумных и интересных высказываний учащихся). Оригинальность и необычность ответов учащихся поощряется дополнительными баллами.

Подводятся итоги конкурса “Кто быстрее и правильнее”, фронтального опроса. Далее переходим к экспериментальной части урока.

III. ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА "ОПТИКА".

Приложение 1

Каждую команду делим на две микрогруппы. По три человека от команды выполняют задание 3.1; остальные смотрят демонстрационный эксперимент 3.2.

3.1 "ДОКАЖИ САМ": Как, используя источник света, плоское зеркало, чистый лист бумаги, транспортир, экспериментально доказать закон отражения света. (Учащимися предлагаются несколько способов решения этой задачи. Выбираем наиболее рациональный).

Присуждаем баллы.

3.2. "СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ": Расположим вертикально кусок плоского стекла - он будет служить зеркалом. Но т.к. стекло прозрачно, мы увидим и то, что находится за ним. Поставим перед зеркалом зажженную свечу. В стекле мы увидим ее изображение. По другую сторону стекла (там, где мы видим изображение) поставим такую же, но незажженную свечу и будем передвигать ее до тех пор, пока она не покажется зажженной. Это будет означать, что изображение зажженной свечи находится там, где стоит незажженная свеча.

ВОПРОСЫ КЛАССУ:

  1. Cколько свечей?
  2. На одинаковом ли расстояний расположены обе свечи от стекла? (Можно предложить потом измерить)
  3. Одинаковая ли высота предмета и изображения?

Строим ход световых лучей. Анализируем. Делаем выводы.

3.3. Пользуясь плоским зеркальцем и лампой, получите на стене "зайчик". Продумайте, как доказать, что при этом выполняется закон отражения света.

3.4. Как нужно расположить зеркало, чтобы вертикальный луч стал отражаться в горизонтальном направлении?

Можно ли, используя два плоских зеркала, развернуть падающий луч в противоположном направлении. Как должны быть расположены эти зеркала?

Задания 3.3.–3.4. обсуждаем, рисуем ход лучей, проверяем на опытах.

Задание 3.5 – дается "теоретикам "из команд после проведения фронтального опроса.

3.5. ЗАДАЧА. Высота Солнца такова, что его лучи составляют с горизонтом угол 40°.

Сделайте чертеж и покажите на нем, как нужно расположить зеркало АВ, чтобы "зайчик"попал на дно колодца.

(Решение задачи "теоретики"оформляют, используя интерактивную доску; затем эти записи сверяем. Оформляем задачу в рабочих тетрадях).

3.6. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ..: Леонардо да Винчи писал свои научные и художественные трактаты левой рукой справа налево. А его ученики, чтобы удобнее было читать рукописи, смотрели на их изображение в...

Что придумали ученики великого художника? Почему так удобнее читать? Командам дается альбомный лист со словом

Кто быстрее прочитает? (Читаем слово с помощью плоского зеркала).

IV. "ОПТИКА ВОКРУГ НАС".

4.1. В лунную ночь мы видим Луну. Перемещаясь по небесной сфере, Луна попадает в разные ее места и при этом всегда видна. Значит, потоки солнечного света заполняют нашу атмосферу (кроме той части пространства, где находится тень Земли). Почему мы видим тот пучок света, который падает на Луну?

4.2. Изменение направления хода светового луча после отражения нашло широкое практическое применение. Например, газовщики используют поворотное зеркало при проверке дымоходов и вентиляционных каналов. А какие оптические приборы и устройства ЗНАЕТЕ ВЫ? (Учащиеся перечисляют известные им приборы, в оптическую схему которых входит плоское зеркало).

Приложение 2

ЗАСЛУШИВАЕМ СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: (по два сообщения от команды)

  • ортоскоп (ученик демонстрирует прибор и рисует ход световых лучей);
  • зеркальный перископ (даем возможность каждому желающему ученику посмотреть в перископ);
  • секстант (при рассказе ученик использует кодоскоп - проецируется оптическая схема прибора);
  • уголковый отражатель или катафот (обращаем внимание на безопасность движения, особенно велосипедистов);
  • сферический отражатель (стеклянный шар с П=2);
  • стереоскоп.

С докладами на темы:

  • "Ночезрительная труба Ломоносова";
  • камера обскура;
  • прожектор

учащиеся имели возможность познакомиться на стенде "За страницами учебника".

В заключении подводятся итоги подготовки учащихся к проведению урока "Удивительное рядом", оценивается участие каждого ученика; подводятся итоги коллективных конкурсов; определяется команда - ряд - победительница; отмечается активность, смекалка, сообразительность участников урока.

На дом предлагаются 1–2 задания творческого характера на выбор учащегося:

  • составить кроссворд по теме "ОПТИКА";
  • придумать и решить задачу по теме "Световые явления";
  • изготовить самодельный перископ;
  • изготовить и проградуировать дальномер;
  • изучить устройство и принцип действия детского калейдоскопа.

Учитель еще раз подчеркивает: ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ СЕБЯ!

И вы найдете еще много нового и удивительного, где проявляются световые явления и законы геометрической оптики. ПОСТАРАЙТЕСЬ ОБНАРУЖИТЬ ИХ И ПОНЯТЬ!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кириллова И.Г. "Книга для чтения по физике. 6-7 кл.", М., Просвещение.
  2. "Физика - юным", сост. М. Н. Алексеева, М., Просвещение, 1980.
  3. Энциклопедический словарь юного физика, М., Педагогика. 1984.
  4. Горев Л.А."Занимательные опыты по физике", М., Просвещение. 1985.
  5. Малафеев Р.И. "Творческие задания по физике в VI–VII кл.", М., Просвещение, 1971.