Цели урока:
Формирование практических компетенций (через
вовлечение учащихся в обработку реальных данных
больших объемов).
Оборудование и материалы:
- Включенные компьютеры с установленным программным продуктом “Живая статистика”.
- Отксерокопированные бланки рабочих листов (Program files- INT statistika-TinkerPlots Help).
- Письменные принадлежности.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Формулирование целей урока: “На предыдущих уроках вы изучили статистические характеристики вариационного ряда. Кроме того, вы научились применять их при анализе результатов экспериментов. Итак, сегодня мы научимся применять эти знания для обработки реальных данных, собранных в большом количестве. Это данные о результатах спортивных соревнований на олимпиадах за много лет. Вы проанализируете эту информацию, обработаете ее и сделаете собственные выводы. И сегодня в этом нам поможет среда “Живая статистика”, знакомство с которой у вас уже состоялось”. Работать вы будете по определенному плану. Для начала…
3. Мини-опрос.
- Какие способы представления данных вы знаете?
- Как можно располагать данные в таблице?
- Что такое медиана? Ее смысл.
- Что такое мода? Ее смысл.
- Что такое размах? Его смысл.
- Что такое среднее арифметическое? Его смысл.
- Укажите путь к ресурсу “Живая статистика”.
4. Подготовка к работе с коллекциями данных.
Инструктаж: “Откройте пункт меню “Коллекции” в среде “Живая статистика”. В тетрадях запишите тему урока: “Обработка результатов спортивных соревнований. Выводы и прогнозы”. Найдите и откройте коллекцию данных “История стометровки на Олимпийских играх”...
5. Диктант (с анализом). Закончите предложение:
- Данные представлены в виде….
- В строках таблицы расположены…..
- В столбцах таблицы расположены….
- Всего рассмотрено ….. видов соревнований за … лет
- Всего данных ….
Выставляются оценки за безошибочные ответы на вопросы.
6. Формулирование плана работы. Итак, работу с данной коллекцией вы выполните по следующему плану (запишите в тетрадь).
ПЛАН НА ДОСКЕ
1 | Работа с бланками (их
заполнение!):
|
2 | Конструирование новой диаграммы
(выводы в тетради):
|
3 | отчет |
- Работа по готовым бланкам. Цель этой работы - повторить основные способы работы с коллекцией. И, кроме того, на основе статистических данных сделать выводы. Посмотрите этот план на доске. Это будет ваша первая оценка.
- Конструирование новой диаграммы по наиболее интересному лично для вас виду спорта. Сдать на мониторе учителю. Обратите внимание, что здесь вы работаете не только с данными коллекции, но и со знаниями, полученными на уроках математики.
- Как только вы выполняете это задание, я принимаю отчет - а именно: диаграмма на мониторе и выводы в тетрадях. Обратите внимание, что у всех будут разные диаграммы и выводы, в зависимости от выбранного вида спорта. За это вы так же получите оценку.
7. Выводы по уроку: “Сегодня вы, с помощью компьютера, научились применять знания о статистических характеристиках; научились самостоятельно перестраивать таблицы данных, чтобы удобнее обрабатывать результаты. Более того, вы продолжаете учиться делать выводы и прогнозы из результатов собранных данных. В дальнейшем вы будете учиться сами собирать данные: и еще у вас появятся новые, более сложные (но зато и более информативные) способы обработки этих данных”.
8. Постановка домашнего задания. С помощью Microsoft Word или Excel построить диаграмму (любого вида), отражающую свойства таблицы коллекции, с которой вы только что поработали. Сдать д/з в распечатанном виде.
9. Рефлексия.
10. Оценки за урок. Окончание урока.