Обработка результатов спортивных соревнований

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Формирование практических компетенций (через вовлечение учащихся в обработку реальных данных больших объемов).
  2. Формирование культуры анализа данных и информации, стохастической грамотности (через сравнение, сопоставление, прогнозирование, обработку результатов).
  3. Формирование информационной и компьютерной культуры (работа с ресурсами и упорядочение исследуемых объектов, рационализация представления данных).
  4. Закрепление понятий медиана, мода, размах, среднее арифметическое.
  5. Применение навыков работы в Microsoft office (работа с меню, окнами).
  6. Формирование творческого подхода к выполнению заданий, самостоятельности и активности мышления и действий.

Оборудование и материалы:

  1. Включенные компьютеры с установленным программным продуктом “Живая статистика”.
  2. Отксерокопированные бланки рабочих листов (Program files- INT statistika-TinkerPlots Help).
  3. Письменные принадлежности.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Формулирование целей урока: “На предыдущих уроках вы изучили статистические характеристики вариационного ряда. Кроме того, вы научились применять их при анализе результатов экспериментов. Итак, сегодня мы научимся применять эти знания для обработки реальных данных, собранных в большом количестве. Это данные о результатах спортивных соревнований на олимпиадах за много лет. Вы проанализируете эту информацию, обработаете ее и сделаете собственные выводы. И сегодня в этом нам поможет среда “Живая статистика”, знакомство с которой у вас уже состоялось”. Работать вы будете по определенному плану. Для начала…

3. Мини-опрос.

  1. Какие способы представления данных вы знаете?
  2. Как можно располагать данные в таблице?
  3. Что такое медиана? Ее смысл.
  4. Что такое мода? Ее смысл.
  5. Что такое размах? Его смысл.
  6. Что такое среднее арифметическое? Его смысл.
  7. Укажите путь к ресурсу “Живая статистика”.

4. Подготовка к работе с коллекциями данных.

Инструктаж: “Откройте пункт меню “Коллекции” в среде “Живая статистика”. В тетрадях запишите тему урока: “Обработка результатов спортивных соревнований. Выводы и прогнозы”. Найдите и откройте коллекцию данных “История стометровки на Олимпийских играх”...

5. Диктант (с анализом). Закончите предложение:

  1. Данные представлены в виде….
  2. В строках таблицы расположены…..
  3. В столбцах таблицы расположены….
  4. Всего рассмотрено ….. видов соревнований за … лет
  5. Всего данных ….
  6. Выставляются оценки за безошибочные ответы на вопросы.

6. Формулирование плана работы. Итак, работу с данной коллекцией вы выполните по следующему плану (запишите в тетрадь).

ПЛАН НА ДОСКЕ

1 Работа с бланками (их заполнение!):
  • гипотеза
  • изображение данных (по инструкции)
  • изучение данных (вопросы 4-7)
2 Конструирование новой диаграммы (выводы в тетради):
  • диаграмма
  • статистические характеристики
  • выводы и прогнозы аналогично вопросам 4-7 с бланков (в тетрадях)
3 отчет
  1. Работа по готовым бланкам. Цель этой работы - повторить основные способы работы с коллекцией. И, кроме того, на основе статистических данных сделать выводы. Посмотрите этот план на доске. Это будет ваша первая оценка.
  2. Конструирование новой диаграммы по наиболее интересному лично для вас виду спорта. Сдать на мониторе учителю. Обратите внимание, что здесь вы работаете не только с данными коллекции, но и со знаниями, полученными на уроках математики.
  3. Как только вы выполняете это задание, я принимаю отчет - а именно: диаграмма на мониторе и выводы в тетрадях. Обратите внимание, что у всех будут разные диаграммы и выводы, в зависимости от выбранного вида спорта. За это вы так же получите оценку.

7. Выводы по уроку: “Сегодня вы, с помощью компьютера, научились применять знания о статистических характеристиках; научились самостоятельно перестраивать таблицы данных, чтобы удобнее обрабатывать результаты. Более того, вы продолжаете учиться делать выводы и прогнозы из результатов собранных данных. В дальнейшем вы будете учиться сами собирать данные: и еще у вас появятся новые, более сложные (но зато и более информативные) способы обработки этих данных”.

8. Постановка домашнего задания. С помощью Microsoft Word или Excel построить диаграмму (любого вида), отражающую свойства таблицы коллекции, с которой вы только что поработали. Сдать д/з в распечатанном виде.

9. Рефлексия.

10. Оценки за урок. Окончание урока.