Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Разделы: Биология


Задачи:

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы.

Развивающая:

  • познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения.

Воспитательная:

  • содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Методы урока:

  • словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.

Формы работы:

  • индивидуальные,
  • групповые.

Оборудование:

  • компьютер,
  • комплект компьютерных слайдов,

Лабораторное оборудование:

  • кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта,
  • чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода,
  • ватные палочки,
  • зеркала,
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Ребята, сегодняшняя тема нашего урока: СЛАЙД- “Пищеварение в ротовой полости”.

Запишите тему в своих информационных листах.

Давайте познакомимся с планом работы.

План работы:

  1. Изменение пищи в ротовой полости. Размельчение пищи за счет жевательных движений.
  2. Типы, строение и функции зубов.
  3. Слюнные железы. Методика изучения деятельности слюнных желез.
  4. Регуляция слюноотделения.
  5. Язык, его роль в пищеварении в ротовой полости.

- А кто знает, что такое пищеварение?

(Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется - пищеварением).

- Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для организма вещества?

(Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник- тонкий и толстый).

- И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью.

III.  Изучение нового материала.

И сегодня перед нами стоит сложная задача, мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.

Для выяснения проблемы у нас работают научные центры:

  1. Научно – исследовательский центр.
  2. Врачи стоматологи.
  3. Центр гигиены.
  4. Центр здоровья
  5. Контрольная группа.

- И так, что происходит с пищей в ротовой полости?

( В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной)

т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработки.

- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).

- Что значит химическая обработка пищи?

( Пища смачивается слюной, и вещества находящиеся в слюне начинают действовать на нее).

- Как же образуется слюна?

- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. СЛАЙД (презентация, приложение 2). Сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Эти железы выделяют слюну –до 1,5л. в сутки. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в информационных листах) Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.

Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул.

- И так давайте обратимся к нашим консультантам из Центра здоровья.

( Учащиеся рассказывают метод фистул, используя СЛАЙД ).

- Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе)

- А сейчас мы продолжим работу в наших научных центрах, и постараемся выяснить, что же еще происходит в ротовой полости.

- У вас на столах карточки с заданием, нужно выполнить задание и записать выводы.

(Работа в группах).

Карточка №1. Научно- исследовательский центр.

Лабораторная работа по теме : “Действие ферментов слюны на крахмал”.

Карточка №2. Врачи стоматологи.

Практическая работа: “Определение типов и функций зубов”.

С помощью зеркала :

  1. Рассмотрите свои зубы.
  2. Сосчитайте сколько зубов на каждой челюсти. (Сколько зубов у взрослого человека.)
  3. Рассмотреть их форму. С помощью учебника стр. 152 дать им названия.
  4. Определить, какую функцию выполняют разные типы зубов.
  5. Запишите выводы и подготовьтесь к ответу используя СЛАЙД.

Карточка №3. Центр гигиены.

Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.

Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы? Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?

Запишите правила ухода за ротовой полостью.

Карточка №4. Центр здоровья.

  1. Сообщение о влиянии никотина не здоровье зубов.
  2. Сообщение о влиянии никотина на ферменты слюны.
  3. Метод фистул.
  4. В древней Индии применялось “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно).

Карточка №5. Контрольная группа.

Возьмите в рот небольшой кусочек черного хлеба и жуйте его, не глотая, несколько минут.

Как изменился вкус?

Ответ объясните.

- И так, все закончили, давайте посмотрим, какие выводы по своей работе вы сделали, и что еще нового узнали в процессе исследовательской работы.

- Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи, определении ее качества.

- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.

Давайте предоставим слово врачам- стоматологам. Они нам расскажут, каких типов зубы у человека, и какую функцию они выполняют.

(Рассказ учащихся сопровождается компьютерным СЛАЙДОМ).

- Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются?

(к 6 – месяцам, молочные зубы).

- Когда молочные зубы заменяются постоянными?

(С 6-7лет и до 15 лет).

Последние зубы вырастают к 20-22 годам – зубы мудрости.

- Кроме этого зубы имеют внешнее и внутренне строение.

СЛАЙД.

-Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура зуба- это дентин, похожее на кость вещество. В нутрии зуба имеется полость, заполненная мякотью- пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные окончания.

(В информационных листах запишите строение зуба)

- За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем ученых Центра гигиены.

(Выступление центра гигиены. Привила на СЛАЙДЕ).

- Запишите правила в свои информационные листы.

- А сейчас давайте послушаем, консультантов из Центра здоровья.

Как влияет никотин на здоровье зубов?

(Выступление консультантов).

- И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается химической обработке, действию ферментов слюны.

- Давайте предоставим слово профессорам научно- исследовательского института.

(Объяснение и выводы учащихся).

- Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?!

Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты они проводили на себе.

- И так, представляем им слово.

(Объяснение, схема стр. 103 “Расщепление крахмала в ротовой полости до глюкозы”. СЛАЙД).

- Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала.

- Давайте обратимся к консультантам из центра здоровья.

(Влияние никотина на ферменты слюны).

- Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).

При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для глотания.

IV.  Обобщение знаний. Закрепление знаний.

1. Игра “Голливудская улыбка”.

(Раздаю учащимся бумажные макеты зубов и предлагаю каждому по очереди выйти к лоске к рисунку и прикрепить “Свой зуб”, перед эти, назвав его).

2. Запишите формулу зубов в информационном листе.

3.Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”.

Если вы отвечаете правильно на все три задания - оценка “5”, на два задания оценка “4”, на одно задание оценка “3”.

I. Выбери один правильный ответ.

1. Сколько пар коренных желез имеется у человека?

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это химическое соединение.

1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин

3. Сколько резцов находится в каждой челюсти?

1) два 2) три 3) четыре 4) шесть

4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости?

1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая

5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение слюны при виде вкусной пищи.

1) условный рефлекс

2) безусловный рефлекс

3) произвольная деятельность

II. Рассмотрите рисунок, подпишите части зуба.

III. Дайте развернутый ответ.

1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему.

2. Представьте себе, что вы разрезали лимон на дольки и кладете их в рот. Что при этом происходит и почему.

V. Д/З

Текст стр. 152-153, по выбору: составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки о органах ротовой полости.

Информационный лист.

Тема урока: ___________________________________________________________

Основные понятия к уроку.

Безусловный слюноотделительный рефлекс- процесс отделения слюны, возникающий при раздражении механических, химических и температурных рецепторов ротовой полости.

Условный слюноотделительный рефлекс- вырабатывается в течение жизни в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители.

Белковый состав слюны:

Лизоцим - обладает бактериальным действием.

Муцин – участвует в образовании пищевого комка.

Амилаза и мальтоза - расщепляют сложные углеводы до глюкозы.

Допишите определения.

Слюна- _______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Подпишите внешнее и внутреннее строение зуба.

Запишите выводы:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________