Цель:
1) познакомить учащихся с единицей площади – квадратным сантиметром; дать представление о квадратном сантиметре;
2) продолжать закреплять навыки решения задач и примеров.
Оборудование:
- индивидуальные карточки,
- геометрические фигуры для практической работы,
- наглядный материал (модель кв.см., магнитики, картина с изображением лошади, лист цветной бумаги),
- абаки,
- мяч,
- пословица.
Оформление доски
3•1+27= 4•8+27:3= 100-6•5= |
Дата Классная работа Тема |
6•2:3+26= 32: (16:2)= 90- (6•0)= |
Ход урока
I. Устный счёт.
a) индивидуальная работа по карточкам (4 чел.);
б) работа у доски:
- вспомни порядок действий
- расскажи правило умножения числа на единицу
- какое действие выполняем первым
- расскажите правило умножения числа на 0;
в) фронтальная работа
1) счёт цепочкой (абаки, мяч)
21:7•5+5:4+6= (Кидаем мяч и определяем по порядку действия)
2) 42:6•3-11•2=
3) каким действием решаются задачи?
- до обеда взяли из корзины 43 яблока, после обеда – 29. Сколько было яблок? (Сложение)
- у Коли 72 марки в коллекции, у его друга в 9 раз меньше. Сколько марок у Колиного друга? (Деление)
- лошадь живёт 40 лет, а ястреб на 60 лет больше. Сколько живёт ястреб? (Сложение)
II. Работа над новым материалом.
1) Сообщение новой темы.
- Сегодня на уроке будем изучать новую тему.
У меня в руках фигура. Назовите её. (Прямоугольник.)
Если я сложу все его стороны, что я узнаю? (Периметр.)
А как называется пространство, ограниченное рамкой? (Площадь.)
Макет
………………………. . . . |
………………………… | ……………………….. | |||||
. . . . |
|||||||
. . . . |
|||||||
. . . . |
- Ребята, эту площадь мы можем вычислить.
- Найдите площадь этой фигуры. Сколько клеток?
- А теперь найдите площадь этой же фигуры.
- Ничего не понимаю. Фигура одна, ответы разные. Почему? (Потому что квадраты разной величины.)
- Вот поэтому математики договорились измерять площади разными квадратными единицами. И сегодня мы будем знакомиться с одной из квадратных единиц. Прочитайте, как называется тема сегодняшнего урока? С какой квадратной единицей будем знакомиться?
- Посмотрите, что это за фигура начерчена на доске? (Квадрат.)
- Чему равна сторона этого квадрата? (1 см.)
- Какое свойство квадрата вы знаете? (Все стороны равны.)
- А теперь, глядя на изображение, сформулируйте правило.
2) Знакомство с новой единицей измерения.
КВ. СМ. – это площадь квадрата со стороной 1см.
- Кв. см. при числах сокращённо записывают так: 1 кв.см.
3) Работа в тетрадях.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- Начертите в тетради квадратный сантиметр, снизу подпишите: 1 кв.см.
4) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.70.
- Давайте прочитаем вводную статью.
III. Практическая работа.
- 1 вариант – измерение площади зелёной фигуры (8 кв.см)
- 2 вариант – площадь красной фигуры (7 кв.см)
IV. Практическая работа.
- На столах лежат фигуры. С помощью модели квадратного сантиметра измерьте площадь краской фигуры (8см) и синей (9см)
Физминутка.
V. Работа над пройденным материалом.
- Из слов, записанных на доске, составьте пословицу и прочитайте её. Как вы понимаете смысл? (Повторение – мать учения.)
- Чем мы будем заниматься на этом этапе урока? (Повторять.)
- Сейчас вы узнаете, о ком пойдет речь в задаче.
- Отгадайте загадку.
Я грациозна и красива,
И людьми давно любима,
И вспахать я помогу,
И до рынка отвезу
(Лошадь.)
(Учитель показывает картинку с изображением лошади.)
- Лучшие в мире верховые лошади, ценящиеся очень дорого, обитают в Персии. Движения этих лошадей легки. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Большого роста, элегантны.
Сохранились свидетельства о привязанности таких лошадей к своим хозяевам. Отдалённым потомком знаменитых персидских лошадей была кобыла Лизетта, принадлежавшая Петру I. О ней рассказывали легенды: будто бы она, не видя Петра несколько часов, вырывалась из конюшни, невзирая на замки и стражу, и бегала по лагерю, разыскивая царственного хозяина, никому не даваясь в руки. Только сам Пётр мог увести её в конюшню. Верой и правдой служила она царю. Теперь её чучело хранится в одном из музеев Санкт-Петербурга.
А ещё один интересный факт о лошадях вы узнаете, прочитав задачу № 4 (с.70)
- Что ещё интересного узнали? (Сколько лошадь съедает овса.)
- Что известно?
- Что нужно узнать?
- Сразу можем ответить на главный вопрос?
- Значит, задача какая? (На приведение к единице.)
- Для того, чтобы узнать, сколько лошадь съедает за 6 дней, что нам нужно знать? (Сколько съедает за 1 день.)
- Что нужно знать для того, чтобы узнать, сколько она съедает за 1 день? (Сколько всего килограммов и всего дней.)
- Посмотрите внимательно, есть ли у нас в условии такие данные?
- Составляем план решения.
1) /
2)• Выражение 32:4•6=48 кг.
Решение. Проверка по эталону.
VI. Самостоятельная работа. (№ 2,3 – с.70)
1 вариант №2 (72-40):4=8 (56-40):4=4 (48-40):4=2 (64-40):4=6
2 вариант №3 (12:4)•7=21 16:4•7=28 20:4•7=35 24:4•7=42
Работа в парах. Взаимопроверка.
VII. Итог.
- Кому понравился урок?
- Я вами очень довольна.
- Ребята, напомните, какую задачу мы ставили в начале урока? Выяснить что? Так что же мы называем кв.см.?
Домашнее задание.
С.70 №5 п.т. 122(№1), №124.