Цель:
- Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
- Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.
Ход урока
I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока
Подобрать синонимы | |
1. Обширные территории | :(регионы) - Прилагательное + существительное (Региональная география) |
2. Континенты, их части | : (материки, страны) - географические регионы |
3. Индивидуальность. | :(особенность) |
4. Деление: |
II. Как же можно поделить земной шар на :.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"
- :. (Старый Свет- Новый Свет)
- :. (Ойкумена-Неойкумена)
- :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
- :.(Исповедующих одну религию)
- :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)
III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)
Заполнить пропуски (запись на доске):
- :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
- Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
- Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)
Андские страны:. (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор) | Страны бассейна и Ла-Платской низменности : (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай) |
Назвать столицы | Назвать столицы. |
(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)
IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:
- :. (Капиталистические страны)
- :. (Социалистические страны)
- :. (Развивающиеся страны).
Каков подход для такого деления? : (классовый)
V. А сейчас основа для деления?
Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)
ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.
Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)
Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов
VI. Некоторые историко-географические регионы мира:
Применить знания темы "Политическая карта мира"
Работа с атласом. Найти и назвать.
На каждом столе лист с вопросами.
Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.
- Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
- Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
- Обозначьте страны Азии относящиеся к
Ближневосточному Региону
Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир. - Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
- Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
- Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
- Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)
Европа Руанда Азия Гайана Африка Мьянма Америка Македония Намибия Боливия Бангладеш Гватемала Танзания Иран Греция
8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:
1) Турции;
2) Иран;
3) Ирак;
4) Пакистан;
5) Шри-Ланка;
6) Малави;
7) Бахрейн;
8) Израиль;
9) Саудовская Аравия.
Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.
Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.
Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.
VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии :
VIII. Домашнее задание.
В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".
Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)