Девиз урока: Очевидное невероятно!
Время урока: 80 мин.
Тип урока: Изучение нового материала
Метод познания - учебное исследование
Цели урока для ученика - формирование ключевых компетенций:
Формирование учебно-познавательной компетенции через
- приобретения знаний о новом физическом явлении - шаровой молнии;
- развитие теоретического мышления при анализе доступной информации.
- проведение исследования неизвестного явления по публикациям в соответствии с планом изучения физического явления;
- создание элемента картины мира на основе приобретенного знания..
Формирование ценностно-смысловых компетенций через
- Умение формулировать собственные учебные цели;
- Умение принимать решение, брать ответственность на себя ;
- Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
формирование информационных компетенций через
- закрепление навыков использования ПК как устройства по работе с информацией;
- владение способами работы с информацией:
- поиск при помощи поисковой системы "nigma" в Интернете,
- сохранения и копирование информации;
- систематизация, анализ и отбор информации;
- критическое отношение к получаемой информации:
- умение выделять главное;
- оценить степень достоверности;
- умение применить телекоммуникационные способы (электронную почту и ICQ) для передачи информации.
формирование коммуникативных компетенций через
- умение работать в паре, искать и находить компромисс при подготовке образовательного продукта;
- владение формами устной речи:
- монолог;
- умение задать вопрос на понимание или уточнение информации,
- привести довод при устном ответе;
- вести дискуссию, вступать в диалог;
- ведение диалога "человек - техническая система" (понимание принципов построения интерфейса и т.д.);
- умение представить себя устно и письменно,
владение стилевыми приемами оформления текста:
- электронная переписка;
- создание текстового документа по шаблону (Word);
- указание адреса сайта полученной информации;
- умение применять знания английского языка при получении и анализе информации;
- формирование общекультурных компетенций через
- Владение элементами художественно-творческих навыков при создании образовательного продукта;
- Понимание места физики и физических исследований в системе других наук, ее истории и путей развития
- формирование социально-трудовых компетенций через
- осознание наличия определенных требований (критерии оценки) к продукту своей деятельности;
- анализ достоинств и недостатков собственного продукта (странички физической электронной газеты)
- владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)4
- бережное отношение к общественному имуществу;
- формирование компетенции личностного
совершенствования через
- элементы самопознания (рефлексия в конце урока и рефлексивное эссе дома) и самореализации
- получение знаний и навыков, выходящих за рамки рассматриваемой на уроке темы
- возможность действовать в собственных интересах, получить признание, завоевать авторитет в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Цели урока учителя: cоздать условия для формирования компетенций учащихся.
Оборудование к уроку: компьютерный класс на 15 стационарных комплектов ПК и мобильный компьютерный класс на 15 комплектов, АРМ.
Дидактический материал: видео - сюжет из к/ф "Утомленные солнцем" и "Никола Тесла", план изучения физического явления, критерии оценки образовательного продукта, рефлексивное эссе, анкета, поисковая система nigma в сети Интернет, аннотированный каталог возможных сайтов к уроку.
Место проведения урока - кабинет информатики.
Ход урока
Учащиеся заходят в кабинет, рассаживаются по два человека за стационарный комплект компьютера, разворачиваются в сторону учительского стола и экрана. На экране заставка презентации с темой урока (1й слайд) (Приложение1)
I этап: Постановка проблемы: - 10 мин
1. На экране видеосюжет из к/ф "Утомленные солнцем".
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте небольшой рассказ.
На город, расположенный в Краснодарском крае, внезапно обрушились и снегопад, и гроза. Среди этого светопреставления люди заметили в небе несколько маленьких огненных шариков, которые рисовали какую-то странную картину среди этого ненастья.
А жительница Челябинска Татьяна, водитель трамвая, столкнулась с "объектом" минувшим летом. Было около 10 часов вечера. Татьяна уже почти закончила смену и ехала в депо. Пассажиров было мало - человек 15. Вдруг на улице поднялся какой-то странный ветер, за окном началось непонятное сверкание. Стало страшно. "Надо включить свет", - подумала она и потянулась к кнопке. Через мгновение Татьяну ослепила вспышка. В эту же секунду произошел громкий взрыв. Что взорвалось, Татьяна видеть не могла - она инстинктивно закрыла голову руками. (Как ни странно, на них потом не было следов ожогов, а волосы довольно сильно обгорели.) Изо всех сил Татьяна надавила на педаль тормоза и побежала в салон. Кабина горела, огонь перекинулся и на салон. Вагоновожатой и пассажирам ничего не оставалось, как бить стекла.
Выбравшись из огненной ловушки, Татьяна поинтересовалась у зевак, что это было. "Шаровая молния, - ответили ей. - Она сначала рядом с кабиной летела, а потом вдруг исчезла. После этого трамвай и загорелся". Иными словами, молния беспрепятственно прошла сквозь стекло. Трамвай в итоге сгорел дотла. У Татьяны затылок вдруг начал разрываться от боли. Приступы боли повторялись в течение трех месяцев, как будто эта молния преследовала её.
Вопрос учителя: Очевидное - невероятное!. Как вы думаете: ШМ - что это?
2. Ученики выдвигают свои гипотезы.
3. Учитель обобщает высказывания: Из ваших предположений следует, что ШМ - это возможно материальный объект или процесс, происходящий в неживой природе, а возможно и нет. И как же нам определиться в выборе?
Ученики: попытаться его изучить
Учитель: Конечно, надо его изучить, исследовать. Включаем компьютеры, заходим в папку "Физика" на жестком диске, находим папку "Урок 11 класс", открываем файл "Обобщенный план изучения физического объекта или явления". Этот же план на экране (слайд -2 презентации)
Обобщенный план изучения физического объекта или явления
- Признаки и природа объекта, условия его существования.
- Свойства объекта, величины, их характеризующие.
- Взаимосвязь свойств объекта, её математическое выражение.
- Зависимость свойств объекта от внешних факторов.
- Способы воссоздания в лабораторных условиях.
- Использование свойств объекта или явления на практике, наблюдение в природе.
- Способы предупреждения нежелательных свойств объекта.
- Информация на английском языке.
- Отображение данного явления в рассказах очевидцев.
- Мнение известных ученых.
- Последние новости науки в этой области.
Если мы найдем все подтверждения, согласно плану, значит наше предположение верно.
II этап - Исследование явления по публикациям в Интернете - работа в группах по 2 чел. за ПК. - 20 мин (Приложение 4)
Задание: при помощи поисковой системы "nigma" в Интернете каждая группа находит материал (фото и текст) по одному вопросу плана исследования физического явления и оформляет материал на страницу Word.
Учитель: Прежде, чем приступить к выполнению задания, посмотрим второй файл в папке урока с критериями оценки образовательного продукта каждой группы (на экран транслируется 3, затем 4-й слайд презентации).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА
1. Оформление | |
- страничка открыта в документе Word, | 0,5 балла |
- № странички соответствует № пункта плана изучения явления | 0,5 балла |
- заголовок статьи, несущей данную информацию | 0,5 балла |
- фото или рисунок, иллюстрирующий содержание статьи; | 0,5 балла |
- текст статьи; | 0,5 балла |
- подпись автора статьи; | 0,5 балла |
- электронный адрес в Интернете; | 0,5 балла |
- фамилии создателей странички. | 0,5 балла |
2. Содержание, выбранной статьи (или нескольких статей) должно | |
- соответствовать теме изучаемого вопроса; | 0,5 балла |
- соответствовать номеру пункта плана изучения; | 0,5 балла |
- максимально раскрывать проблему. | 1 балл |
3. Творческий подход к заданию. | 0,5 балла |
- оформление страницы с использованием графических возможностей ПК | |
4. Презентация работы на конференции. | |
- выступление подготовленным рассказом | 1балл |
- выступление с чтением по тексту | 0,5 балла |
- заданный вопрос выступающему | 0,5 балла |
- выступление отсутствует | 0 баллов |
5. Домашнее задание: | |
- написание рефлексивного эссе | 1,5 балла |
- посылка его по электронной почте учителю для проверки. | 0,5 балл |
Всего: 10 баллов |
Отметка за работу на уроке
- Отлично - 8,5-10 баллов
- Хорошо - 5-8 баллов
- Удовлетворительно - 4-4,5 баллов
- Неудовлетворительно - задание не выполнено
Подсчет баллов производится, начиная с 1 пункта
Учитель:
По мере готовности вашего материала Word документе или в виде презентации, группа складывает его в папку своего класса в папке "Физика". Оператор, сидящий за компьютером учителя, выводит на принтер ваш материал, по которому группа готовит представление на конференцию.
III этап - Представление подобранных материалов - конференция. (Приложение3)
Учащиеся пересаживаются амфитеатром к экрану.
От каждой группы на экран транслируется один слайд с заголовком их странички, фото или рисунком. Один представитель группы рассказывает содержание их исследования. Участники конференции задают вопросы по выступлению. (3-5 мин. на каждое выступление, всего - 35 мин)
После выступления группы по вопросу №5 демонстрируется видео-сюжет из к/ф "Никола Тесла".
Учитель: Так, что же такое ШМ?
Ученики: физическое явление - газовый разряд.
IV этап урока - домашнее задание (слайд 5 на экране): рефлексивное эссе по итогам урока - скачать с сайта учителя( www.gorgadze-ng.narod.ru , физика 11 класс) вопросы, ответы прислать по электронной почте учителю до следующего урока. - 2 мин. (Приложение 2)
РЕФЛЕКСИВНОЕ ЭССЕ
по теме урока "Шаровая молния - живой разум!? "
ученика (цы) 11 Б класса :::::::. (Ф.И.)
- Каковы мои результаты этого урока? Что нового я узнал? Чему научился?
- Сложно ли на твой взгляд читать научную информацию на иностранном языке?
- Какие чувства у тебя возникли при использовании ПК и Интернета на уроке физики?
- Комфортно ли было тебе при работе в микрогруппе - паре? Какую роль выполнял ты?
- Какие трудности встретились при выполнении задания? Как ты (вы) их преодолели?
- Задайте вопросы, возникшие в связи с уроком: а) самому себе; б) другим ученикам; в) учителю.
Ответы на эти вопросы напечатайте здесь же, подпишите работу, скопируйте в документ Word и прикрепленным файлом пошлите по электронной почте учителю. В теме письма напишите "Рефлексивное эссе (Ф.И. автора), 11 б класс".
Учитель: А сейчас, чтобы вам убедиться в том, что вы многое сегодня узнали, ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, пересев каждый за свой компьютер. - 10 мин.
Вопросы теста.
1.Что собой представляет шаровая молния в природе?
А) упавшая звезда
б) нормальное атмосферное явление
в) газовый разряд
2.Параметры, характеризующие шаровую молнию?
А) длина, высота, ширина;
б) треск, писк, шум;
в) время жизни, цвет, размер, форма
3. Что можно сказать о подвижности шаровой молнии?
А) неподвижна в месте возникновения;
Б) Мгновенна, как линейная молния
В) имеет определенную скорость передвижения в пространстве.
4. Подвержено ли математическому описанию данное явление?
А) да
б) ещё нет
в) возможно скоро будет
5.Вожможно ли воссоздание шаровой молнии в лабораторных условиях?
А) да
б) ещё нет
в) возможно скоро будет
6.Каковы внешние условия существования?
А) Молния во время грозы;
Б) Отсутствие преграды для движения;
В) Самопроизвольная замкнутая система
7. Способы защиты от шаровой молнии:
А) залить водой;
б) не трогать
в) закрыть непроницаемой тканью;
8. Где возможно наблюдать шаровую молнию?
А) Только на открытой местности;
Б) Только в лабораторных условиях;
В) Возможно везде.
9.Как используются свойства шаровой молнии человеком?
А) на производстве
б) в быту
в) пока не используются
Тест проводится в интерактивной оболочке "Система тестирования 2.1". С помощью этой системы контролируется время выполнения теста, набор вопросов, а также проводится автоматическая проверка правильности ответов.