"Вдохновение нужно в
геометрии, как и в поэзии"
А. С. Пушкин.
Цель урока:
План урока:
- Как возникла геометрия?
- Что изучает геометрия.
- Начальные геометрические сведения.
- Практическое проведение прямых (провешивание).
- Математический диктант.
Ход урока:
Как возникла геометрия?
Геометрия возникла из практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. В переводе с греческого слово "геометрия" означает "землемерие" ("гео" - по-гречески земля, а "метрио" - мерить).
Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свое жилище и одежду, рисовать картины окружающего мира.
За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.
Что изучает геометрия.
Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств) был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д.
Постепенно геометрия становится наукой. Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже с 5 века до н. э.
Сочинение греческого ученого Евклида (жившего в Александрии в ???3 веке до н.э.) "Начала" почти 2000 лет было основной книгой, по которой изучали геометрию. Поэтому и сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.
Геометрия изучает только форму, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их массы, цвета и т. д.
Планиметрия и стереометрия - разделы геометрии:
Геометрия изучает фигуры на плоскости и в пространстве.
Отрезок, луч, прямая, угол, окружность, круг, треугольник, квадрат - являются плоскими, т. е. целиком укладываются на плоскости. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости, называется планиметрией ( "планум" - плоскость, "метрио" - измеряю).
Шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус - объемные фигуры, их изучает раздел геометрии - стереометрия.
Геометрические термины:
Возникновение геометрических знаний связано с практической деятельностью людей. Это отразилось и в названиях многих геометрических фигур. Например, название фигуры трапеция происходит от греческого слова trapezion - "столик", от которого произошло также слово "трапеза" и другие родственные слова. Термин "линия" возник от латинского linum - "лен, льняная нить". Прямой круговой конус ( от греческого слова konos - "сосновая шишка"). Слово "цилиндр" происходит от греческого kylindros, что означает "валик", "каток".
Начальные геометрические сведения.
1) Точка: А(В, С, D, E, F,:)
(точка обозначается заглавной латинской буквой)
Я - невидимка.
В этом вся суть моя,
Что в представлении дана лишь я:
Представишь ты себе меня - я вот!
И без меня ничто здесь не пройдет.
Во всех вещах могу я воплотиться,
И все, что есть, все для меня - граница.
Пусть точка не линия. Но, право, нужно быть невеждой, чтобы не знать, что линия состоит из точек:
2) Прямая: (прямая обозначается одной
строчной латинской буквой)
Задание для учащихся:
Назвать точки, принадлежащие прямой и не принадлежащие ей.
Ввести символ: Аа; D а.
Задание для учащихся:
Записать принадлежность точек прямой с помощью символов.
две прямые либо имеют одну общую точку, либо не имеют общих точек.
Пересекаются: а и b . Ввести символ: " ав".
Параллельны: c и d. Ввести символ.
3) Отрезок - часть прямой, ограниченная двумя точками. Эти точки называются концами отрезка (отрезок содержит все точки прямой, лежащие между его концами и концы отрезка).
Практическое проведение прямых (провешивание).
Прием используется для "проведения" длинных отрезков на местности.
Сначала отмечают какие-нибудь точки А и В. Для этой цель используют две вехи - шесты длиной 2м. Третью веху ставят так, чтобы вехи, стоящие в точках А и В, закрывали ее от наблюдателя, находящегося в точке А (точка С). Следующую веху ставят так, чтобы ее закрывали вехи, стоящие в точках В и С, и т.д. Таким способом можно построить сколько угодно длинный отрезок прямой. Этот прием широко используется на практике, при рубке лесных просек, при прокладывании трасс шоссейных и железных дорог, линий высоковольтных передач и т.д.
Математический диктант (с последующей проверкой).
1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой b.
а) Отметьте точку М, лежащую на прямой b.
б) Отметьте точку N, не лежащую на прямой b.
в) Используя символы и , запишите предложение: "Точка М лежит на прямой b, а точка N не лежит на ней".
2. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке М. На прямой а отметьте точку N, отличную от точки М.
а) Являются ли прямые MN и а различными прямыми?
б) Может ли прямая b проходить через точку N?
(Ответы обоснуйте)
Домашнее задание: пп 1, 2; вопросы 1 - 3(с.25); практические задания 4, 6, 7.