В нашем современном мире народы отстаивают свое право на свободный созидательный труд и спокойную счастливую жизнь. Приобщение новых поколений к умственным и нравственным ценностям - дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книги, без искусство слова. Настоящая литература, прежде всего, учить любить людей. Книги, по выражению М.А. Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел умением читать, так как образовательно-воспитательный эффект - чтение книг - всегда прямо пропорционален результатам читательской обученности, желанию и умению читателя взять из книги все, что она может дать. [ 1]
От умения читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависит их успехи в обучении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями среднего звена. Зачастую именно среднее звено упрекает начальную в том, что учащиеся перешедшие в 5 класс, читает медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.
Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие? [ 9]
Поэтому перед учителем начальной школы, в первую очередь, стоит цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Чтобы достичь этой цели нужно у учащихся сформировать интерес к книгам, вызвать положительное отношение к самостоятельному чтению;
Чтение, как вид речевой деятельности, имеет две разновидности: чтение вслух и чтение про себя. Качество чтения характеризуется с разных сторон. Чтение вслух должно быть сознательным, беглым, правильным и выразительным, а чтение про себя - сознательным и беглым.
Сознательность - ясное и точное понимание читаемого. Сознательность - это самое главное, ведущее качество чтения. [ 1]
Беглость - правильное, плавное чтение, без деления на слоги, с пониманием содержания читаемого. [ 8]
Правильность - одно из необходимых качеств громкого чтения. Она предполагает:
- чтение без искажений, пропусков и перестановок звуков и слогов, без повторений слов, без проглатывания окончания;
- правильную постановку ударения;
- соблюдение основных правил литературного произношения. [ 1]
Если в первых, вторых классах, исходя из задач научения технике чтения, основное место занимает громкое чтение, то в третьих, четвертых классах, в связи с возрастанием роли самостоятельного чтения, больше внимания уделяется чтение про себя.
По данным измерения техники чтения, при переходе чтению про себя наблюдается снижение темпа и осознанности.
Сознательность чтения тесным образом связана с беглостью чтения. Замедленное чтение затрудняет понимание смысла читаемого. При слишком быстром чтении ученик не успевает увязать смысл произнесенных слов с предыдущим. Следовательно, беглость чтения должна сочетаться с сознательностью, с пониманием содержания читаемого. [ 1]
Причинами снижения беглого и осознанного чтения учащихся могут быть:
- недостаточное внимание со стороны учителя на работу над техникой чтения;
- расширение круга интересов учащихся;
- низкий уровень, контроля за чтением со стороны родителя;
- социальные факторы.
Из всех выше названных проблем под силу учителю начального класса первая. Поэтому в нашей практике были использованы различные виды работ по развитию умений и навыков техники чтения.
Нами выбраны наиболее эффективные виды работ:
- метод динамического чтения;
- чтение цепочкой;
- чтение в парах, групповое чтение;
- чтение с убыстрением темпа;
- ежеурочные пятиминутки чтения;
- самозамер скорости чтения.
Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И наоборот, именно успех рождает мотив: "У меня получается, поэтому я хочу!". При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) предлагается детям перечитывать любимые стихи и сказки. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловую догадку), способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с книгой. Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании.
Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно-значимым для него, эмоционально насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Следует предоставить ученику право выбора материала для чтения зависимости от его интересов, настроения, даже самочувствия. Можно предлагать детям на выбор чтение произведений, разных по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания и другие. Возможность такого выбора быстрее развивает у младшего школьника индивидуальный читательский вкус.
С этой целью в классе организована библиотека. Для расширения материала для чтения учащиеся приносит книги в библиотеку. Прочитанные книги заменяются другими, с первого класса заведена тетрадь наблюдения за техникой чтения.
Правильному восприятию и воспроизводству звуковых явлений русского языка учащимися с родным языком обучения необходимо целенаправленно и умело обучать, для чего могут быть использованы следующие методические приемы:
- демонстрация (показ) образцового произношения (звука, слога, слова, предложения, текста) учителем или диктором;
- подражание (имитация) образцовому произношению. Прием состоит в том, что учащиеся слушают, как произносится звук (слог слова) и повторяет его сначала хором, а затем каждый в отдельности;
- объяснение артикуляции. Объяснение органов речи при произнесении того или иного звука русского языка. Объясняя способ образования звука, учитель показывает детям, какое положение при этом занимает тот или иной орган речи (губы, рот, язык, зубы): демонстрирует его сам и применяет специальные рисунки, схемы, таблицы по артикуляции звуков. Объяснение и демонстрация звука сопровождается имитацией образцового произношения учителя. [1]
Кроме того, раннее устранение логопедических нарушений, усиление работы над техникой чтения, где учитывается индивидуальные особенности учащихся, и пропаганда семейного чтения играют немаловажную роль, в решении проблемы беглого и осознанного чтения.
Использованная литература.
- Анисимов В.Н. Методика обучения русскому языку в саха начальной школе - Якутск, 2000
- Завуч начальной школы 2001, №5
- Каратаев И.И. Саха тыла 3 кыл. - Якутск, 2000
- Китаева А.В. Развитие беглости чтения начальных классов. Начальная школа 1996, №9
- Левкина Т.С. Хотим еще читать. Начальная школа 2000, №1
- Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения. Начальная школа 2000, №11
- Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе. Начальная школа 1999, №10
- Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Якутск, 1996
- Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно. Начальная школа 2001, №6