Кружок "Туйочаан" для учащихся младших классов

Разделы: Внеклассная работа


В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: лепка, рисование, вырезывание из бумаги фигурок и т.д.

Лепка - один из самых интереснейших видов художественного творчества. Она действительно носит эмоции, творческий характер. При этом создается эмоционально - образное восприятие действительности, формируются эстетические чувства и представления, развивается образное мышление и воображение. Дети учатся способам создания изображения средством их выразительного решения.":В семье изобразительных искусств,- отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойства предмета, главный его смысл: Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки".

Актуальность: Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, т.к. наша действительность требует у молодежи творческого подхода к окружающему миру, активности мышления.

Цель работы: Развитие творчества младших школьников через занятия в кружке художественной лепки.

Задачи:

  • Содействовать формированию интереса к лепке.
  • Познакомить со свойствами материала.
  • Научить пользоваться глиной.
  • Обучить простейшим техническим приёмам.
  • Научить лепить несложные предметы.

Новизна работы: Изучение и использование местного сырья при изготовлении изделий из глины.

Объект исследования: Кружок художественной лепки "Туойчаан".

Гипотеза: Если с младшего школьного возраста целенаправленно творчески прививать детям навыки работы с глиной, то можно раскрыть творческие потенциальные возможности детей.

Методологической основой работы является работы докторов педагогических наук Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, доцента кафедры дошкольной педагогики МГПИ им. В.И.Ленина, Н.Б. Халезова и т.д.

Практическая значимость: Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы и в руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные производства. В настоящее время в нашем селе да и в республике утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера по лепке из глины. Поэтому кружок по лепке не только приобщит ребят к настоящему творчеству, но и раскроет их богатые возможности.

Эстетическое воспитание направлено не только на формирование у детей эстетических чувств, эмоционального отношения к окружающему миру, он активизирует их мысль, развивает способность к трудовой деятельности,творчеству. Под этим углом зрения и надо рассматривать работу в кружке по изобразительному искусству. Занятия лепкой дают в этом смысле школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются в столярном, слесарном деле, во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер лепки труда приучает детей мыслить, трудиться творчески. Занятие лепкой развивает чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе. Ручной труд является важным фактором в воспитании ребенка. Приобретение навыков физического труда.

Особо выделяется уроки работы с глиной - лепка. Материалы необходимые для них, практически одинаково доступны для любой местности, поэтому проводиться они могут и должны в каждой школе.

Образовательное и воспитательное значение кружка лепки велико. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии учащихся. В конечном счёте уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которое является для человека не какими-то специфическими. Эти занятии при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения окружающему миру.

Образовательно - воспитательные задачи кружковых занятий состоят в следующем:

  • прививать интерес и любовь к изобразительному искусству,
  • развивать эстетические чувства и понимание прекрасного,
  • совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность творческое воображение и мышление учащихся.

Расширить изобразительные возможности детей можно и целесообразно путём включение заданий, направленных на практическое воплощение замыслов учащихся, знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства. Многие внеклассные занятия продолжают и расширяют темы, начатые на уроке. Содержанием этих занятий являются такие темы или виды работ, развитие которых на внеклассных занятиях помогает более глубокому применении полученных знаний. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. В процессе лепки у ребят развивается трудовые навыки и привычки.

Работа кружка по художественной лепке "Туойчаан" начала свою работ в 1993: В программе рассчитанной на 3 года обучения, особое внимание уделяется на формирование и развитие художественного вкуса детей, их творческих способностей, привлечение внимания к народному ремеслу, а именно к художественной лепке из глины. В работе в качестве наглядного материала, используем изделия народных мастеров, а также различную литературу соответствующего содержания. Проблемным вопросом самообразования является тема "Использование народных традиций при работе с глиной". Основные занятия кружка лепка - это процесс создания скульптурного изображения из мягкого, пластичного материала, способом прибавления к первоначально взятому объёму кусочков пластичного материала.

В работе с детьми используются 3 вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительному к форме.

Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В младшей группе можно дать задание - изобразить сосуды, бусы а затем старшей группе предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так в младшей группе дети учатся лепить сосуды путём вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы. В средней группе дети должны уметь пользоваться всеми вышеприведёнными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из формы, пользуясь стекой - петлей. В старшей группе педагог предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать заранее и выполнить.

Поэтому, надо учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это даёт возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, чётко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребёнок будет твёрдо знать, над чем он должен работать, то это даёт ему возможность более целеноправленно и уверенно заниматься лепкой.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого педагог должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Ребята, как и предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не даёт возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для художественной лепки нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретённых знаний и опыта. Зрительный анализ здесь педагог проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо. Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление подставку с поворотным кругом, что даёт возможность показать ребёнку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращает в прежнее положение.

Дети 8-10 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предмета. Педагог, обводы жёстом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание её характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то педагог это делает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а следовательно, педагогу нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все они полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.