Цель урока:
- обобщение, систематизация, актуализация знаний (учащиеся на основе опорных формул должны объяснять причинно-следственные связи изменения величин при различных соединениях, определять вид применяемой формулы)
- развитие и закрепление ключевых общеучебных компетенций учащихся /информационной, проблемной, коммуникативной, кооперативной/
1. Активизация знаний учащихся.
Самой усвоенной темой для учащихся является соединение резисторов, т.к. тема проходится в 8 и 10 классах. Повторение начинаем с выявления общего вида формул для соединений резисторов. В ходе разбора составляем алгоритм работы.
а/ Начертим схемы последовательного и параллельного соединения резисторов;
б/ находим опорную формулу для объяснения зависимости суммируемых величин сопротивлений:
- сопротивление пропорционально длине провода
б/ записываем формулы для каждого соединения, выявляем какая из формул дает увеличение, какая - уменьшение суммируемых величин:
- суммарная величина возрастает.
- суммарная величина уменьшается.
в/ определяем соотношение физических величин:
при последовательном соединении:
при параллельном:
г/ записываем общий вид формул, по которым будем определять общие значения электроемкости, индуктивности, ЭДС источника, жесткость пружин.
2. Для анализа соединений других приборов нужны опорные формулы объясняющие зависимости между величинами: формулы зависимости электроемкости для конденсаторов, индуктивности для катушек, закон Гука для пружин.
3. Учащиеся делятся на 4 группы и, пользуясь данным алгоритмом, выявляют зависимость физических величин от основных параметров приборов, устанавливают причинно-следственные связи между ними. По итогам работы готовятся к публичной защите, отвечают на вопросы других групп и учителя. Каждый ученик в ходе выступлений заполняет обобщающую таблицу.