Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы кинематики"

Разделы: Физика


Цель урока: Обобщение знаний по теме, решение типовых задач.

Деятельность учащихся: применение знаний в известной ситуации (учебная работа школьников продуктивная).

Оборудование: А.П. Рымкевич "Сборник задач по физике" для 9-11 классов.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ПОВТОРЕНИЯ

1. Решение основной задачи механики для равномерного и равноускоренного прямолинейного движения.

2. Запись уравнения движения

3. Свободное падение тел

4. Центростремительное ускорение

5. Решение задач 58, 63, 75, 80, 110 Рым.

(2 мин) Домашнее задание: № 28, 44, 52 Рым.

(3 мин)

ПЛАН

Учителем во вводной лекции дается краткий обзор темы, примерно в такой формулировке.

В разделе "основы кинематики" мы знакомились с величинами, применяемыми для различных движений, наблюдаемых в окружающем мире. Нам теперь известно, что для вычисления скорости тел, их перемещений и, наконец координаты тел в любой момент времени нужно знать ускорение. Ведь главное чем отличается одно движение то другого это ускорение. Так равномерное прямолинейное движение отличается, от других движений тем, что при таком движении ускорение равно нулю. Равноускоренное прямолинейное движение тем, что ускорение по модулю и направлению постоянное; равномерное движение по окружности тем, что ускорение в любой точке окружности направлено к ее центру.

Движение тел (относительно выбранной системы отсчета) начинаются и прекращаются они становятся более быстрыми и более медленными, изменяются их направления, т.е. появляется ускорение.

(15 мин)

РАБОТА ФРОНТАЛЬНАЯ С КЛАССОМ:

Вопрос: В чем же состоит основная задача механики?

Ответ: Нахождение положения тела в пространстве относительно других тел в любой момент времени. На этом уроке и продолжим решение этой задачи. На доске приготовлены записи

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ

СКОРОСТЬ - ПЕРЕМЕЩЕНИЕ - КООРДИНАТА

ДВИЖЕНИЕ С УСКОРЕНИЕМ

УСКОРЕНИЕ - СКОРОСТЬ - ПЕРЕМЕЩЕНИЕ - КООРДИНАТА

1. Какие из приведенных записей описывают равноускоренное движение:

2.Даны графики движения тел. Как движутся эти тела?

3. Какой из графиков соответствует равномерному прямолинейному движению?

4. Искусственный спутник движется по окружности вокруг Земли с постоянной по модулю скоростью из точки К в точку М. В точке А показаны 3 вектора: , , . Кокой из этих векторов является скоростью, а какой ускорением движения спутника?

5. Дано уравнение

В чем заключается его физический смысл?

Ответ: В том, что скорость величина относительная и зависит от выбора системы отсчета.

Сообщения подбираю заранее.

Ученик А. - приводит примеры относительной скорости движения.

Ученик Б. - где же знания такого закона используются на практике?

Итак практика - критерий истины.

Далее приступим к решению задач по сборнику Рымкевича.

(5 мин) У доски с объяснением № 58

Дано:

Свободное падение уравнение движения прямая, функция

Построить график
Ответ: ; ; ;

(20 мин) Самостоятельная работа № 63, 75, 80, 110,

№ 65

Дано: ; ;

Найти:

Решение: ; ,

Ответ:

№ 75

Дано:

Найти: ,

Решение: Прямолинейное равноускоренное движение ; ; , ,

Ответ: ,

№ 80

Найти: ; ;

Решение:

  • велосипедиста
  • пешехода
  • бензовоза
Влево равноускоренное Влево равномерное покой

№ 110

Дано: ,

Найти:

Решение: , ,

Ответ:

В ходе работы проверяю решение и выборочно выставляю оценки.