Урок-практикум по теме "Электронные таблицы"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок-закрепление изученного

Вид: урок-практикум

Технология: проблемно-исследовательская

Оборудование: Компьютерный класс, Проектор, Операционная система Windows с пакетом Microsoft Office.

Цель урока:

  • Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  • Научить школьников применить современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  • Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами
  • Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.

План урока:

  1. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
  2. Объяснение нового материала и самостоятельная работа
  3. Выполнение индивидуальных заданий
  4. Итоги урока

Ход урока

Фронтальный опрос

Вопросы:

Вспомним, для чего нужна программа Microsoft Excel?

Ответ: Для создания таблиц, графиков, диаграмм.

Как Вы понимаете термин "деловая графика"?

Ответ: Под этим термином понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

Какими возможностями для создания деловой графики обладает Microsoft Excel?

Ответ: С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составить диаграммы и графики разных видов, их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах.

При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Microsoft Excel?

Ответ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм

Как создать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

Ответ: Ввести знак "=", затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций.

Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать её?

Ответ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.

Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся

(Презентация, слайд 1)

Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (т.к. скорость работы учащихся различна).

Тема урока: "Применение табличного процессора Microsoft Excel для графического решения уравнений n-ой степени".

Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (т.е. нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то её решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим.

Мы знаем, что с помощью программы Microsoft Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.

Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:

(Презентация, слайд 2)

Преобразуем данную систему в приведенную:

Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала постоим таблицу:

(Презентация, слайд 3)

С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмм первоначальной оценки решений. На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения - эти координаты и есть решение системы.

(Презентация, слайд 4)

Уточним аргументы построив два графика в интервалах от -3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 - где находится второе. Составим новые таблицы

(Презентация, слайд 5, 6)

Для первого решения получили график

(Презентация, слайд 7)

Для второго решения получили график

(Презентация, слайд 8)

В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: , , ,

(Презентация, слайд 9)

Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.

С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения: , это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с осью ОХ, либо построив два графика: и и определив их точки пересечения.

Выполнение индивидуальных заданий. (Презентация, слайд 10)

Решить систему уравнений:

1.

2.

3.

4.

5.

 6.

7.

8.

9.

10.

Итоги урока.

Таким образом, мы видим, что используя программу Microsoft Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.

Оценивание учащихся выполнивших индивидуальные задания.

(Презентация, слайд 11)