Тип урока: урок-закрепление изученного
Вид: урок-практикум
Технология: проблемно-исследовательская
Оборудование: Компьютерный класс, Проектор, Операционная система Windows с пакетом Microsoft Office.
Цель урока:
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
- Научить школьников применить современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами
- Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока:
- Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
- Объяснение нового материала и самостоятельная работа
- Выполнение индивидуальных заданий
- Итоги урока
Ход урока
Фронтальный опрос
Вопросы:
Вспомним, для чего нужна программа Microsoft Excel?
Ответ: Для создания таблиц, графиков, диаграмм.
Как Вы понимаете термин "деловая графика"?
Ответ: Под этим термином понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.
Какими возможностями для создания деловой графики обладает Microsoft Excel?
Ответ: С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составить диаграммы и графики разных видов, их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах.
При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Microsoft Excel?
Ответ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм
Как создать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Ответ: Ввести знак "=", затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций.
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать её?
Ответ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.
Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся
(Презентация, слайд 1)
Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (т.к. скорость работы учащихся различна).
Тема урока: "Применение табличного процессора Microsoft Excel для графического решения уравнений n-ой степени".
Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (т.е. нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то её решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим.
Мы знаем, что с помощью программы Microsoft Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.
Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:
(Презентация, слайд 2)
Преобразуем данную систему в приведенную:
Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала постоим таблицу:
(Презентация, слайд 3)
С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмм первоначальной оценки решений. На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения - эти координаты и есть решение системы.
(Презентация, слайд 4)
Уточним аргументы построив два графика в интервалах от -3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 - где находится второе. Составим новые таблицы
(Презентация, слайд 5, 6)
Для первого решения получили график
(Презентация, слайд 7)
Для второго решения получили график
(Презентация, слайд 8)
В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: , , ,
(Презентация, слайд 9)
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.
С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения: , это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с осью ОХ, либо построив два графика: и и определив их точки пересечения.
Выполнение индивидуальных заданий. (Презентация, слайд 10)
Решить систему уравнений:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итоги урока.
Таким образом, мы видим, что используя программу Microsoft Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.
Оценивание учащихся выполнивших индивидуальные задания.
(Презентация, слайд 11)