Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.
Задачи:
- познакомить с произведением Некрасова "Дед Мазай и зайцы"
- учить работать над стихотворением
- учить правильному, осмысленному выразительному чтению
- учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным
- учить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним.
I. Организационный момент.
II. Вступление.
Сегодня познакомимся с очередным произведением русского поэта Н.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". В нем рассказывается о крестьянской жизни, это поэтическая, с невероятными подробностями история, но правдивая (это может быть).
Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. Послушайте, что же однажды в деревне увидел, а потом описал это Некрасов.
III. Работа над текстом.
1. Первичное чтение (учитель)
- О каком интересном случае рассказал дед Мазай?
- Когда этот случай произошел?
2. Работа над стихотворением по частям
словарная работа по первой части
(слова на доске)
- разболтался
- болотистом
- впятеро больше
- кабы сетями
- гинут
- баграми
чтение первой части (ученик)
-Мазай говорит, что дичи могло быть в пять раз больше, если бы что люди не делали?
Зачитайте.
- Мазай возмущается, досадует таким поведением,
"Где у них совесть?" - говорит он. Как думаете - к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)
- А к какому жанру относится данное произведение?
- Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.
- Как понимаете слово рифма?
- Да, рифма - созвучное окончание двух или нескольких строк.
- Найдите в первой части созвучные окончания - рифму.
- А как думаете, рифма есть только в первой части?
- Тогда, при выполнении домашнего задания найдите рифмы во всем тексте и подчеркните окончания.
Чтение второй части (ученик)
Словарная работа
(слова на доске)
- Нагоняет - приносит водой
- Подбиралась - вот-вот затопит все
- Лопочут- хлопают
- Прочим- другим
- Пропал под водой- скрылся под водой
По книге-аршин- 71 см 21д.Зед=. 213 см=2м.13 см.
сажень - 213 см (физминутка для ума)
- Почему Мазай отправился за дровами на лодке?
- Что же увидел старый дед? (зачитать)
- Как поступил он?
Вывод: О какой черте характера Мазая говорится в этой части?
- Какой был Мазай?
(добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал с зайцами)
- Каждое стихотворение состоит из стихов - коротких строк. Они объединяются в строфы.
Вы знаете, что в конце строки и строфы требуется соблюдать паузы. Я буду читать вам строфы, а вы говорить и ставить черту (паузы) карандашом.
- Как ставим паузы? (1 - маленькая пауза, 11-средняя пауза, 111- длинная пауза.)
- А голос меняем? (в начале, в конце) - читает учитель
- В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту
Мазая. (юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками).
- Кто попробует?
- С каким ласковым словом обратился Мазай к длинноухим серым существам?
Чтение третьей части (Семяшкина Л.А. - мама К. Хатанзейского) и сразу словарная работа (поясняет учитель)
- гуторя - разговаривая
- горемыка - попал в беды (горе мыкает)
- тягота не велика - маленькие, легкие
- копошится - еле шевелится
- толста, как купчиха - толстая тетенька
- зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка)
- не рано уж было - должна разродиться
- пластом - развалившись, на животе
- поволок - потащил
- Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?
- Как он вышел из этого положения? (Зачитать)
Вывод. Какой вывод можно сделать по этим трем частям о Мазаее? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).
- Найдите слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?
- Действие происходит не быстро. Почему? (не упасть в воду, читаем спокойно - голос, темп).
Физминутка. "Зайка", логопедическая работа над звуками с , з , щ - закрепление (дети читают стихи и выполняют действия)
Зайка
Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
Возле заячьей избушки (встают)
Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
Чтоб засаливать в кадушке
Не нашел он ни волну
Ни горькушки, ни серушки, (повороты)
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке. (кивают головой)
Чтение четвертой части (учащиеся), при чтении проводится словарная работа (поясняют дети)
- Потехи - радости
- прокатил я деревней - залита водой
- озимь - первая травка
- плотно - близко очень
- пригнал - добрался до берега
- причалил - поставил к берегу
- "Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему?
- В этой части часть строк короче, автор меняет ритм. И не случайно, почему?
- Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? (чтение по ролям - автор, дед Мазай, звук изображает весь класс)
Читаем дальше (Синицкий А.Я. - папа Никиты Синицкого), поясняет значение некоторых слов, задает вопросы, призывает.
- мигом - мгновенно
- поклал - положил
- приволок - принес
- ухнул - вспугнул криком
- стрекача - быстро помчались
- Почему Мазай предупреждает "А чур зимой не попадайся!"?
- Мазай не бьет их весной и летом. Почему?
- Мальчики - вы будущие охотники, запомните слова Мазая и соблюдайте правила охоты.
Обобщение - какой же был Мазай? Нравится ли вам его речь?
Образное рисование
- Каждый видит его по-своему.
Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.
- Подумайте дома, каким бы вы его нарисовали.
- Это пригодится вам на уроке ИЗО, когда будем иллюстрировать это произведение.
А теперь посмотрите на эту картинку
К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.
-Зачитайте.
- Докажите
Эти слова, которые так подходят к данной картине, и саму картину мы можем использовать при написании изложения.
- Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или "инструменты" чтения.
- Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой - спина прямая, плечи, шея ненапряженны).
- Голос - звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).
Поиграем в игру.
"Прислушайся к своему голосу" (физминутка)
Я не умею читать выразительно.!? (прочитать, учитывая знаки препинания)
(голос надо беречь, через него выражают чувства).
3. Дикция - четкое произношение звуков и слов.
- А теперь, используя "инструменты" чтения прочитаем стихотворение.
Итак. - Чему мы сегодня научились?
- Что вам больше всего запомнилось?
- А как думаете, что главное в этом стихотворении?
(учит бережному отношению к природе)
- А что можно сказать об авторе?
Домашнее задание - найти рифму
- словесное рисование Мазая
- выразительное чтение стихотворения